После выхода в 2014 г. фильма про супергероев “Первый мститель: Другая война” студии Marvel дизайнеры Fiat Crysler Automobiles захотели перенести показанные в нем футуристичные компьютерные дисплеи в обычные автомобили. Для этого они наняли компанию Perception, которая специализируется на визуальных эффектах и создавала гаджеты для супергероев фильма. Перед Perception была поставлена задача изменить способ отображения нужной водителю информации. Получившийся прототип кокпита Jeep, оснащенный тремя дисплеями и лобовым стеклом с системой дополненной реальности, был показан на Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе в январе.
Анимированные дисплеи кокпита, отображающие скорость автомобиля и опасности впереди, показались бы знакомыми Нику Фьюри, которого в фильме сыграл Сэмюэл Л. Джексон. Но смоделированные в Jeep функции предназначены для реального мира, а не для приключений супергероев. На прототипе лобового стекла, например, отображаются вид дороги и визуальные подсказки водителю, которые могут предупреждать об остановившейся впереди машине, пешеходном переходе или указывать направление к парковочному месту. “Вместо того чтобы пытаться перехитрить ваших врагов, [технология] поможет вам не сбить пешехода или, возможно, посмотреть сквозь здание, чтобы увидеть быстро приближающуюся к перекрестку машину скорой помощи”, — говорит креативный директор Perception Джон Лепор.
Пока автомобили приобретают функции, которые когда-то можно было увидеть только в научной фантастике, производители пытаются сделать их максимально удобными для водителей. Это удается не всегда: критики часто считают встроенные дисплеи слишком громоздкими и отвлекающими внимание водителя. В своем ежегодном обзоре журнал Consumer Reports и компания J.D. Power указывают производителям на сбои и неудобство систем для пользователей.
По данным IHS Markit, автопроизводители планируют увеличить расходы на визуальные системы с $10,1 млрд в 2015 г. до $22 млрд в 2022 г. Кроме того, они обращаются к таким компаниям, как Perception (кроме Fiat Crysler ее клиентами являются Ford Motor и Mercedes-Benz), чтобы сделать эти системы более привлекательными для пользователей.
“Как выделиться среди массы кроссоверов, компактных седанов и хэтчбеков, от которых зависят продажи? На первый план выходят удобство системы и то, насколько она понравится клиенту”, — отмечает аналитик IHS Markit Марк Боядьис.
В прошлом году в люксовых седанах BMW 7-й серии появилась новая “фишка”, кажется, сошедшая прямиком с киноэкрана — система распознавания жестов. Водитель может изменить громкость звучания музыки, просто покрутив в воздухе пальцем, или ответить на телефонный звонок, махнув рукой. О таких возможностях люди мечтают со времени выхода в 2002 г. фильма Стивена Спилберга “Особое мнение”, уверен главный дизайнер BMW Group Адриан ван Хойдонк. “Теперь это реальность, и я вижу массу возможностей пойти в этом направлении гораздо дальше”, — говорит он.
Автомобили-киногерои
Дизайнеры совершенствуют пользовательские интерфейсы автомобильных систем, при этом и большинство автопроизводителей, и многие разработчики программного обеспечения считают, что автомобиль будущего сможет сам, подобно человеку, оценивать дорожную ситуацию и решать, как на нее реагировать. Но даже самоуправляемый автомобиль должен будет предоставить пассажирам возможность пользоваться своими многочисленными функциями.
Президент дизайнерской компании Lextant Крис Рокуэлл предполагает, что это может быть решено примерно как в фильме “Я, робот”, вышедшем на экраны в 2004 г. Самоуправляемый автомобиль Audi, кажется, не предполагает возможности для водителя взять управление на себя, но как только герой Уилла Смита нажимает на кнопку, из приборной панели появляется руль.
Вдохновленный сотрудничеством с Perception, главный дизайнер Fiat Chrysler Ральф Джайлз решил усилить свою команду дизайнерами с опытом работы в анимации с целью разработки дисплеев для нового минивэна Pacifica и обновленной версии седана Chrysler 300, которая выйдет в 2017 г.
“Большинство технических эффектов из фильмов — чистые фантазии, но они сделаны так качественно и убедительно, что позволяют нам живо представить себе будущее. Ощущение реальности столь сильно, что мы почти забываем, что все это происходит в кино, и начинаем думать: а почему бы нам не сделать это здесь и сейчас? Это в некотором роде помогает приблизить будущее”, — объясняет Джайлз.
Перевели Алексей Невельский, Надежда Беличенко
Тим ХИГГИНС, The Wall Street Journal