Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Виктор Пинчук: “Коллекционированием я занимаюсь много лет”

[16:04 20 сентября 2006 года ] [ Корреспондент №36, 16 сентября 2006 ]

“До современного искусства я “дорос” позже. Привлекло оно меня своей способностью освежать разум и чувства, модернизировать человека и общество”.

Бизнесмен Виктор ПИНЧУК проиграл битву за здание столичного Арсенала Президенту Виктору Ющенко. Поэтому он открывает музей современного искусства в самом сердце Киева.

О том, что зять экс-президента Леонида Кучмы Виктор Пинчук серьезно увлекается коллекционированием картин, стало известно несколько лет назад. В 2005 году украинский миллиардер даже поучаствовал в Венецианском биеннале. Тогда привезенная им эпатажная выставка Последние приобретения, по отзывам очевидцев, вызвала намного больший резонанс, чем экспозиция официально представлявшего Украину художника Николая Бабака — нечто среднее между этнографическим музеем и рассказом об оранжевой революции.

В Украине бизнесмен планировал впечатлять ценителей современного искусства в здании столичного Арсенала. Но благотворительный фонд Виктора Пинчука Современное искусство в Украине был вынужден уступить здание музейному комплексу Мистецький Арсенал, поддерживаемому Президентом Виктором Ющенко.

Бизнесмен не отказался от своего проекта. Прошло около года, и его мечта осуществилась: 16 сентября открывается новый столичный музей — PmchukArtCenter. Для него в Бессарабском квартале меценат приобрел помещение площадью 2,4 тыс. кв. м, где будет постоянная экспозиция работ современных украинских и зарубежных художников — картины, фото, скульптура, инсталляции и мультимедиа. Имена достаточно известные: Сергей Братков, Илья Чичкан, Арсен Савадов, Олег Тистол и многие другие. Кроме того, несколько залов отведено для меняющихся выставок, а также — библиотеки и арт-кафе.

В эксклюзивном интервью Корреспонденту Пинчук рассказал об АртЦентре, его стоимости, своей частной коллекции, а также личном отношении к современному искусству.

Как давно Вы увлекаетесь коллекционированием? И почему именно современного искусства?

— Коллекционированием я занимаюсь много лет. Моя личная, собственная коллекция состоит из произведений русских и украинских художников конца Х I Х — первой половины XX веков, например, [Константина] Коровина, [Михаила] Ларионова, [Александра] Богомазова, [Давида] Бурлюка.

До современного искусства я “дорос” позже. Привлекло оно меня своей способностью освежать разум и чувства, модернизировать человека и общество. А еще — своей универсальностью. Ведь это — международный язык современного мира.

— Во сколько сейчас Вы оцениваете коллекцию?

— Лично для меня ценность коллекции находится в системе измерения, не имеющей с деньгами ничего общего. По оценкам же экспертов по современному искусству, ее текущая стоимость исчисляется миллионами евро. Точнее сейчас сказать не могу.

— Когда родилась идея создать на основе коллекции музей?

— Коллекция современного искусства изначально создавалась именно как экспозиция будущего музея. Художникам, у которых мы приобретали работы, мы так сразу и говорили: “Мы покупаем произведения не для коллекции Пинчука, а для будущего музея украинского современного искусства”.

— Почему вначале для музея Вы выбрали именно здание Арсенала?

— Почему Арсенал? Ответ может показаться очень простым и прозаичным. Во многих странах — США, Италии и других — выставки произведений искусства проводятся именно в зданиях арсеналов. Арсеналы, манежи (как в Москве), провиантские склады — все эти старые сооружения как нельзя лучше подходят для экспонирования современного искусства — объемного, мультимедийного, требующего больших пространств.

Например, именно в здании венецианского арсенала проходит знаменитая биеналле. Кстати, в прошлом году мы привозили нашу коллекцию в Венецию. По мнению экспертов и гостей биеналле, наша экспозиция стала событием, так что все получилось достойно -”по-взрослому”.

— Вы выиграли тендер на создание музея в Арсенале. Почему же в итоге Вы отказались от здания? Современное искусство не укладывалось в идею Мистецького Арсеналу, предложенную Виктором Ющенко, или были другие причины?

Действительно, мой фонд принимал участие в проводимом Министерством культуры Украины конкурсе на лучший инвестиционный проект на создание комплекса Мистецький Арсенал. И мы победили в нем, что было официально подтверждено. Однако через пару месяцев мы получили письмо из аппарата нового министра культуры, в котором нас информировали, что решение о признании нашего фонда победителем конкурса отменено. Вот таким образом — незаконно и несправедливо — у нас отобрали нашу победу.

— Проект Мистецького Арсеналу продвигается вяло — не исключено, он так и не будет реализован. Не рассматриваете ли Вы в таком случае возможность переезда экспозиций АртЦентра туда?

— Вопрос провокационный, поэтому отвечу уклончиво. Конечно же, для АртЦентра наивысшего мирового уровня по-прежнему нет здания лучше киевского Арсенала, так что “никогда не говори никогда”.

— В Арсенал Вы были готовы вложить 20 млн. долларов. Во сколько обошлось строительство АртЦентра на Бессарабской площади? Какую сумму ежегодно Вы планируете на него тратить?

— Ну, смотрите. Центр занимает площадь примерно в 3 тыс. квадратных метров. Стоимость квадратного метра в самом центре Киева вам наверняка известна [около 7 тыс. долларов на данный момент]. А сумма, которую я буду вкладывать в расширение коллекции, будет зависеть от умения кураторов убедить меня купить те или иные произведения. В любом случае она опять же будет исчисляться миллионами евро.

Этот проект поддерживается только Вашим Фондом современного искусства, или другими организациями также?

Только фондом.

— Как проходит отбор работ для экспозиции? Решающее слово за Вами?

— Решающее слово всегда за мной. Но выбираю я только из предложенного кураторами. В том-то и разница между моей личной коллекцией и коллекцией Центра современного искусства: для себя я выбираю то, что нравится лично мне, а в выборе для музея определяющим является мнение экспертов. Для себя выбираю сердцем, для АртЦентра — разумом.

— Дарят ли Вам художники свои работы или только продают?

— В основном я стараюсь покупать. Тем самым, кстати, поддерживаю украинское современное искусство.

— Не секрет, что современное искусство, сложное для восприятия и зачастую эпатажно-скандальное, редко находит отклик в сердце, скажем так, среднестатистического украинца. Несмотря на это, Вы открываете именно такой музей. Почему?

— Во-первых, для того, чтобы оно находило этот отклик чаще. А во-вторых — сегодня нет ни одной европейской столицы без музея современного искусства, так что с открытием нашего АртЦентра в Киеве Украина, думаю, сделает еще один шаг к Европе.

— Чем для Вас лично являются работы современных художников, которые будут представлены на выставке? Это большая любовь и признание их выдающегося таланта, уверенность в важности общественной миссии современного искусства, вложение денег?

— И все это вместе, и еще что-то другое. Что-то, что так же бессмысленно пытаться сформулировать словами, как бессмысленно пытаться расшифровать формулу искусства и его связи с человеческой душой. В данном случае — с моей.

Подготовила Ирина ИЛЮШИНА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.