Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Сфера влияния

[09:20 29 декабря 2005 года ] [ Бизнес, №52 (675) ]

История с перепродажей НЗФ стала самым громким реприватизационным скандалом года, в ходе которого лишились своих кресел премьер-министр страны и замминистра промышленной политики.

Демонстрация работников завода, прошедшая 20 декабря, их переговоры с президентом Украины дали новый толчок процессу мирного урегулирования спорных вопросов с нынешним владельцем предприятия.

Портрет

ОАО “Никопольский завод ферросплавов” крупнейшее в Европе ферросплавное предприятие. Возведенный в 1966 г., завод рассчитан на производство примерно 1,2 млн. тонн продукции (ферромарганца и силикомарганца). Ферросплавы — вещь необходимая для металлургических предприятий. Продукция НЗФ поставлялась на меткомбинаты всего СССР и во все страны соцлагеря.

Город Никополь в качестве места для производства был выбран неспроста: в его окрестностях расположены крупнейшие месторождения марганцевой руды (их добывают Орджоникидзевский и Марганецкий ГОКи, сегодняшняя производительность которых составляет около 2,5 млн. тонн марганцевого концентрата ежегодно), которые изначально должны были снабжать завод необходимым сырьем. К тому же поблизости находится главный источник энергии предприятия — Запорожская АЭС. А электричества НЗФ потребляет немало (около 40% себестоимости производства ферросплавов приходится на электроэнергию).

Сегодня же, после распада Советского Союза и снижения внутреннего потребления металла в три раза, доля продаж продукции предприятия на внутреннем рынке составляет чуть более 20%, около 16% произведенной продукции продается в страны СНГ, а остальные 64% — в Аргентину, США, Японию, Турцию, Италию, Испанию, Германию и другие страны. В целом же доля НЗФ на мировом рынке ферросплавов превышает 12%. В прошлом году впервые за последние 12 лет завод произвел более миллиона тонн продукции. Естественно, что такой актив всегда был лакомым куском для отечественных ФПГ.

Конфликт

Конфликт между нынешним собственником НЗФ Виктором Пинчуком и группой “Приват”, которая в свое время сумела получить контроль над Орджоникидзевским и Марганецким ГОКами, а также над Запорожским (производство в 2004 г. — 545 тыс. тонн) и Стахановским (производство в 2004 г. — 160 тыс. тонн) ферросплавными заводами, продолжается уже не один год (всего в стране три ферросплавных завода).

В 2005г. в этот конфликт включилось правительство Украины, которое не только развернуло кампанию по реприватизации НЗФ, но и всячески способствовало переделу власти на предприятии. В частности, экс-премьер Юлия Тимошенко всячески приветствовала проведение альтернативного собрания акционеров завода, организованное “приватовскими” структурами в г. Орджоникидзе. Но состояться это собрание могло только в том случае, если бы Фонд госимущества подтвердил, что на его счетах находится контрольный пакет акций предприятия (50%+1 акция).

В конце августа 2005 г. Высший хозяйственный суд признал незаконность приватизации Никопольского завода ферросплавов. И в результате которой контрольный пакет приобрел связанный с компанией “Интерпайп” консорциум “Приднепровье” 30 августа при откровенном давлении премьер-министра собрание в Орджоникидзе таки состоялось, государство на нем представлял экс-замминистра промышленной политики Сергей Грищенко. На этом собрании, в частности, было принято решение переизбрать состав наблюдательного совета завода. Опасаясь силового захвата предприятия, весь менеджмент НЗФ и даже рабочие вышли тогда на улицу с протестами. Акцию никопольчан пресса окрестила “вторым Майданом”, а вся ситуация с проведением собрания стоила кресел как премьеру, так и замминистра промполитики. Дело в том, что г-н Грищенко (получивший от ФГИУ доверенность выступать от имени государства) не совсем правомочно представлял это государство, поскольку фактически контрольный пакет находился на счетах ПФК “Приднепровье” в Укрсоцбанке, являющемся хранителем этого пакета (там, кстати, эти акции находятся по сей день).

Президент Украины 1 сентября 2005 г. осудил действия и премьера, и представителя государства, который принимал участие в собрании, в категорическом заявлении: “из рук одной шайки предприятие хотели отдать в руки другой”. А 2 сентября Виктор Андреевич дал указание Генпрокуратуре и Минюсту в трехдневный срок обеспечить законную передачу акций НЗФ на счет ФГИУ. Председатель Фонда госимущества Валентина Семенюк неоднократно обращалась в судебные органы с просьбой обязать Укрсоцбанк перевести акции завода на счет ФГИУ, однако суд до сих пор этого не сделал.

Спустя несколько недель после проведения собрания акционеров в Орджоникидзе один из акционеров НЗФ, кипрская компания Wisewood Holdung Limmited, действующая в интересах группы “Приват”, подала иск в хозсуд Днепропетровской области с требованием обязать ОАО “НЗФ” выполнить решение собрания акционеров. На позапрошлой неделе суд удовлетворил этот иск. Причем предметом спора, по мнению суда, было именно неисполнение решений собрания акционеров НЗФ, а не установление правомочности данного собрания. При этом ФГИУ информировал суд, что на момент проведения собрания акционеров государство не владело пакетом 50%+1 акция и что этот факт является основанием для признания иска компании Wisewood неправомерным. Более того, Никопольский горсуд к тому моменту признал собрание незаконным. Сразу после того как стало известно о решении Днепропетровского областного хозсуда, руководство предприятия заявило о возможной очередной попытке физического захвата завода. Работники вновь вышли на улицы, дошли буквально до Киева, где добились встречи с Президентом страны. После этой встречи, состоявшейся в минувший вторник, 20 декабря, Виктор Ющенко очередной раз заявил о необходимости разрешения конфликта вокруг НЗФ исключительно правовыми методами. То, что, по крайней мере, надо дождаться перевода акций на счета ФГИУ, он понимает: “ Пока цепные бумаги не переданы ФГИУ, он не может созвать собрание акционеров, не может сформировать руководство завода. Торговать этим заводом, как несколько месяцев назад пробовали через систему закулисных договоренностей от имени украинского правительства с некими партнерами, я не допущу” .

Будни

Мы готовились увидеть завод, окруженный какими-то противотанковыми заграждениями и колючей проволокой. Так, по крайней мере, заявляли оппоненты нынешнего владельца НЗФ. Ничего подобного обнаружено не было: вместо линий обороны, дзотов, лотов и противотанковых “ежей” только шлагбаум, который можно легко обойти, да несколько человек охраны на КПП. Но вот чтобы попасть, например, в здание заводоуправления, нужно действителыю пройти через массивный кордон. Но и этот кордон представляет собой не нагромождение заградительных приспособлеиий, а группу мужчин неслабого телосложения — в комнате плошадыо 15 кв.м мы насчитали 20 таких.

После полуторачасового разговора о ситуации на заводе с и. о. председателя правления Н3Ф Александром Неустроевым, мы отправились непосредственно в цеха. Для этого, выйдя из админздания, довелось идти в сторону другой проходной. Там тоже сидели не менее 15 человек. В админздании мы заметили три банкомата, два из которых принадлежат банку “Кредит-Днепр” и один — ПриватБанку. Охрана долго не могла понять наше недоумение, мол, что тут такого, они тут стоят уже давно, мы хоть и конфликтуем, но ведь до крайностей дело ие доходит. Еще большее недоумение вызвало у нас другое зрелише — сразу же за проходной на территории завода находится отделение Приват-Банка, фасад которого украшает большая вывеска “Никопольский филиал ПриватБанк — ваша точка опоры”. Чего-чего, а такого мирного сосуществования мы никак не ожидали: готовились к противотанковой обороне, а увидели, что “противник” давно уже окопался на территории завода и его никто не собирается выгонять.

Судьба

Судьба предприятия как раз и остается самым темным предметом, не поддающимся прогнозированию. Реприватизационная, равно как и правовая ситуация вокруг предприятия день ото дня становится все более и более запутанной, и новые заявления руководителей страны лишь усугубляют эту запутанность.

И Президент Виктор Ющснко, и нынешний премьер-министр Юрий Ехануров неоднократно заявляли, что такого явления, как реприватизация, в нашей стране нет и быть не может, что продажа “Криворожстали” в процессе пересмотра итогов приватизации поставила точку. Тем не менее и Президент, и премьер также публично и официально заявили, что наряду с прочими крупными объектами в 2006г. на публичный конкурс будут выставлены и 50%+1 акция ОАО “Никопольский завод ферросплавов”. Последние коррективы в ситуацию вокруг НЗФ внесли упомянутые выше демонстрации его работников, которые во вторник, 20 декабря, собрались перед Украинским Домом с лозунгами:

  • “НЗФ отдают Привату. А нас спросили?”
  • “Мы — за мировое соглашение!”
  • “Пусть мир начнется с НЗФ!”

С митингующими пообщались Виктор Ющенко и представители Минюста, Генпрокуратуры, Минэкономики. Обсуждались не только меры по предотвращению силового захвата предприятия и вопросы ответственности лиц, принимавших неправовые решения в деле НЗФ, но и возможность заключения мирового соглашения с нынешним собственником предприятия (о роли мировых соглашений в урегулировании реприватизационных конфликтов. Тем не менее подготовка к продаже завода все еще ведется. Работники НЗФ боятся не столько факта публичной перепродажи, сколько возможности оставить предприятие в госсобственности. В этом случае, считает один из топ-менеджеров завода (пожелавший остаться неназванным), на заводе будет безраздельно властвовать ряд его миноритарных акционеров, связанных с ПриватБанком: “Если предприятие перейдет к государству, то вы прекрасно понимаете, кто за этим будет стоять, и не факт, что после возврата в госсобственность в стране не развернется кампания типа, а зачем продавать и так прибыльное предприятие?”

Что же касается возможной приватизации завода, то сегодня в ней готовы поучаствовать российские компании “Евразхолдинг”, “Ренова”, а также украинские “Смарт-Групп” Вадима Новинского и, естественно, “Приват”. Из всех “претендентов” только “Ренове” и “Привату” знаком ферросплавный бизнес. О том, что украинская ФПГ контролирует добычу и переработку всего отечественного ферросплавного сырья и два из трех украинских ферросплавных завода, уже было сказано. “Ренова” же к этому бизнесу вплотную приблизилась, занявшись в этом году масштабным проектом по добыче марганцевой руды (1,2-1,5 млн. тонн ежегодно) в пустыне Калахари (ЮАР), поэтому производственные мощности для ее переработки российской компании не помешали бы. Правда, россияне на Никопольском заводе ферросплавов уже были. По словам одного из замдиректоров предприятия, они “действительно все тут изучали, анализировали работу завода, но после резких выпадов Юлии Тимошенко против возможных покупателей из России они исчезли”. Что касается “Привата”, то его стремление стать абсолютным монополистом на этом рынке очевидно. Но это его желание не разделяют не только никопольские ферросплавщики, но и многие, если не все, не связанные с группой металлургические комбинаты. Их руководители не раз высказывали опасения относительно возможного прихода на предприятие группы “Приват”. Еще в конце августа нынешнего года (как раз в разгар скандала с орджоникидзевеким собранием акционеров) народный депутат, председатель правления ОАО “Мариупольский металургический комбинат им.Ильича” Владимир Бойко заявил, что ни в коем случае, нельзя НЗФ передавать “Привату”, так как “ тогда он станет полным монополистом по ферросплавам и сможет” дирижировать “ценами”.

Михаил БНО-АЙРИЯН

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.