Если и не “горячую” (пока что?), то, во всяком случае, “холодную”. Все, оказывается, в Украине делается неправильно и все во вред “братским народам”, их “общей истории, культуре и религии”. Весь список претензий к Украине сводится к элементарному требованию стать государством-сателлитом, а к украинской нации — перестать быть свободной нацией.
Не буду напоминать о том, кто охотно использовал подобную стилистику и выдвигал подобные требования (об этих вещах немало говорится в канун 70-летия начала Второй мировой войны). И не буду касаться всей груды нелепостей, содержащихся в обращении Медведева к Президенту Виктору Ющенко. Обращу ваше внимание только на один далеко не последний в тексте обращения момент, где речь идет о “навязывании международному сообществу националистически окрашенных трактовок массового голода в СССР 1932 — 1933 годов как “геноцида украинского народа”.
Вообще-то Дмитрий Медведев вроде бы юрист. И по возрасту юрист не совсем уж советской выучки (окончил Ленинградский университет в 1987 году, стал кандидатом юридических наук в 1990 году, во время “перестройки”). Следовательно, определенные знания о том, о чем пишет, должен иметь. А если и не имеет — для этого существуют квалифицированные советники. И эти советники должны были бы объяснить ему: Дмитрий Анатольевич, не пишите ерунды! Ведь если и имеют какую-то “националистическую окраску” в своей основе трактовки голода в Украине 1932 — 1933 годов, то речь идет вовсе не об “украинском буржуазном национализме”...
Рафаэль Лемкин. Вероятно, определенной части читателей “Дня” эта фамилия известна, потому что о нем писал Джеймс Мейс, но все (в том числе и президент России Медведев) знают изобретенный им термин для обозначения одного из самых ужасных явлений в истории ХХ века. Этот термин — “геноцид”.
Коротко о жизненном пути этого незаурядного человека. Рафаэль Лемкин родился в 1900 году в селе Безводное, около Волковиска (теперь это Гродненская область Беларуси), в семье польских евреев, занимавшихся земледелием. Тогда это была Российская империя; потом упомянутая территория перешла к воссозданной Речи Посполитой. Лемкин в начале 20-х годов изучал филологию, а потом право во Львовском университете. Еще во время учебы, а именно в 1921 году, убийство из мести за страдания своего народа османского политика Талаата Паши армянским студентом привлекло его внимание к проблеме преступного массового истребления людей, иногда целых народов, поэтому он стал штудировать международное право с целью создать законы для предотвращения таких преступлений и наказания за них. Тогда он употреблял для обозначения массового уничтожения людей термин “варварство”. Докторскую диссертацию Лемкин защитил в Германии, в Гайдельбергском университете, потом работал помощником прокурора в Бережанах, затем преподавал в Варшаве. В начале 30-х годов Лемкин представлял Польшу на международных правовых конференциях; в 1933 году (это не только год прихода Гитлера к власти, но и год Голодомора, о котором Лемкин уже тогда много знал) юрист официально предложил Лиге Наций (предшественнице ООН) считать тех, кто из ненависти к большой группе людей вредил членам этой группы, виновными в варварстве, а тех, кто уничтожал культурные сокровища такой группы из ненависти к ним, — в вандализме, задерживать таких людей, хоть где бы они были, судить и карать. Тогда это предложение было отвергнуто; но его развитием стала концепция геноцида, принятая мировым сообществом после Второй мировой войны.
В 1939 году после раздела Польши между гитлеровской Германией и сталинским СССР, Лемкин вынужден был убегать от нацистов в Швецию; в конце концов он перебрался в Америку, где преподавал право. В 1944 году он издал книгу “Власть Оси в Европе”, в которой впервые употребил термин и сформулировал понятие “геноцид” и задокументировал уничтожение нацистской Германией европейских стран, а особенно — уничтожение еврейского населения. Многие разработки Лемкина были положены в основу приговоров Нюрнбергского трибунала; он выступил главным промоутером принятия Генеральной ассамблеей ООН в 1948 году Конвенции “О предотвращении преступления геноцида и наказании за него”, которая сегодня лежит в основе национальных законодательных актов относительно геноцида.
Дважды он был номинирован на Нобелевскую премию мира, но так и не получил ее. Умер Рафаэль Лемкин в Нью-Йорке в 1959 году.
Так вот: последнее десятилетие своей жизни этот юрист международного класса работал над книгой, которая так и осталась неоконченной. Посвящена она была геноцидам ХХ века. Одним из таких геноцидов Лемкин считал геноцид, осуществляемый большевистской властью по отношению к Украине и украинцам.
Текст, в котором говорится об этом и который называется “Советский геноцид в Украине”, был, скорее всего, прочитан как доклад в 1953 году в Нью-Йорке на поминании жертв Великого Голода украинской общиной. Машинопись упомянутого текста находится в архивном фонде New York Public Library, в папке, где содержатся другие материалы к “Истории геноцида”, которая никогда не была опубликована в полном объеме (хотя, скажем, несколько лет назад в Армении были опубликованы отдельной книгой материалы Лемкина относительно геноцида армянского народа). Текст на английском языке под названием Soviet Genocide in Ukraine с комментариями профессора Романа Сербина (Канада), который его и опубликовал, легко найти в интернете.
О чем говорит Рафаэль Лемкин? О том, что большевистская политика уничтожения была совершенно осознанно направлена против украинцев как нации, как определенной общественной целостности с ее уникальными культурными и ментальными чертами, а не только против крестьянства. Следовательно, такая политика подпадает под требования Конвенции ООН (которая не признает геноцидом социальный террор, то есть уничтожение отдельных слоев населения). В геноциде украинцев Лемкин видел четыре составляющие:
1. Уничтожение украинской интеллигенции — мозга или ума нации.
2. Ликвидация Украинской православной автокефальной церкви — души Украины.
3. Голодомор украинского крестьянства — хранителя украинской культуры, языка, традиций и т.д.
4. Заселение Украины иноэтническими элементами для радикального изменения состава населения.
Совокупной целью этих четырех составляющих или же четырех направлений физического и культурного уничтожения украинцев и украинства было, по Лемкину, “систематическое уничтожение украинской нации, ее постепенное поглощение новой советской нацией”. При этом, подчеркивает юрист, речь не шла о физическом истреблении всех украинцев, как это нацисты провозгласили относительно евреев, но в случае успеха большевистской программы геноцида “Украина погибла бы так же, как если бы был убит каждый украинец, потому что она потеряла бы ту часть народа, которая сохраняла и развивала ее культуру, ее верования, ее общие идеи, которые управляли ею и дали ей душу, что, короче говоря, сделало ее нацией, а не массой людей”. Ведь в силу исторических обстоятельств украинская нация очень уязвима, “ее религиозное, интеллектуальное и политическое руководство, ее избранные и решающие части довольно малы, и потому их легко ликвидировать”. Для того, чтобы украинцы перестали быть собой, слившись в каком-то новом сообществе с другими, “потому что советское национальное единство создается не объединением идей и культур, а полным уничтожением всех культур и всех идей, за исключением одной — советской”.
Иными словами, большевики проводили политику геноцида не только относительно украинцев, но и относительно ряда других народов СССР, хотя именно над Украиной они поставили “самый долгий и самый широкий эксперимент” по истреблению нации.
И здесь Рафаэль Лемкин прямо говорит о том, чего пытаются политкорректно избежать сегодняшние украинские державные мужи и отечественные интеллектуалы-либералы. А именно — о неразрывном единстве политики советизации и русификации.
“Пока Украина сохраняет свое национальное единство, пока ее народ продолжает думать о себе как об украинцах и добивается независимости, до тех пор она представляет серьезную угрозу для самого сердца “советизма”. Ничего удивительного, что коммунистические вожди придавали самое большое значение русификации этого самостоятельно мыслящего члена их “Союза Республик” и решили переделать его и адаптировать к своему образцу единой русской нации. Потому что украинец не является и никогда не был русским. Его культура, его темперамент, его язык, его религия — все иное. При боковых дверях Москвы, он отказывался от коллективизации, принимая лучше депортацию и даже смерть. Поэтому было особенно важно адаптировать украинца к прокрустову образцу идеального советского человека”.
А, собственно, чему стоит удивляться — интеллектуальной смелости Рафаэля Лемкина или болезненной неспособности части отечественной элиты называть вещи своими именами? Разве большевизм не был исконным порождением российской имперской истории и культуры? Об этом писали такие разные мыслители, как Ленин и Бердяев, Сталин и Веллс — и многие-многие другие. Поэтому нынешняя позиция российского президента Медведева закономерна — “эффективный менеджмент” товарища Сталина продолжается, только в других формах. А польский еврей, политэмигрант в США Лемкин больше думал и заботился о защите интересов украинцев, чем чуть ли ни половина “украинских” политиков...
Таким образом, имеем в итоге: в отличие от различных отрицателей геноцида украинцев, включая высшее должностное лицо Российской Федерации юриста Медведева, Рафаэль Лемкин не только говорит об этом геноциде, но и называет его “классическим примером геноцида”. Вместе с тем, в отличие от авторов концепции Голодомора-геноцида, Лемкин настаивает, что Голодомор, при всем своем размахе, был лишь одной из составляющих геноцида украинцев.
А теперь появляется очень интересный вопрос. Может ли моральный и интеллектуально ответственный человек, тем более юрист, считающий геноцид преступлением против человечества и человечности, отрицать факт геноцида украинского народа, если этот факт описал и безоговорочно признал автор термина и концепции геноцида как составляющей современного мирового права? Иными словами, осмелится ли господин Медведев утверждать, что в одних случаях Рафаэль Лемкин был полностью прав (когда говорил о “геноциде вообще”), а в других (когда речь шла о конкретных украинцах или армянах) — был абсолютно не прав и действовал как “радикал-националист” (вот только какой именно...)?
Но вот что не вызывает никаких вопросов и никаких сомнений — так это незачет по международному праву, который во всеуслышание получил выпускник Ленинградского университета Дмитрий Медведев. Ну что ж, полку “проФФесоров” прибыло...
Сергей ГРАБОВСКИЙ
кандидат философских наук,член Ассоциации украинских писателей
Что скажете, Аноним?
[18:11 30 января]
[12:45 30 января]
[10:40 30 января]
18:00 30 января
17:30 30 января
17:00 30 января
15:45 30 января
[16:30 28 января]
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.