Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Российские дистрибьюторы фильмов теряют Украинский рынок

[07:43 16 февраля 2009 года ] [ Дело, 16 февраля 2009 ]

Украинский рынок кинодистрибьюции поделят между собой три компании — представители крупных голливудских студий.

Чтобы понять, как кризис повлиял на украинские компании, специализирующиеся на дистрибьюции фильмов (обладатели прав на прокат киноленты), не обойтись без экскурса в начало прошлого года. Тогда участники рынка оказались в такой ситуации: все иностранные фильмы в прокате обязательно должны быть озвучены на украинском языке.

С изменением правил игры компании, которые представляют в Украине мейджеров (знаменитые голливудские студии с огромными бюджетами, со своими кинотеатрами и телеканалами, отдающие фильмы в прокат только через своих посредников), оказались в более выигрышном положении, чем те, кто работает с независимыми студиями. Последние покупают права на прокат на свободном кинорынке. Почему, объясняется просто: расходы на дубляж своих фильмов мейджеры берут на себя, а приобретенный у независимой студии фильм приходится дублировать дистрибьюторам. Обходится дубляж как минимум в 10 тысяч долларов. Кроме того, специфика украинского рынка состоит в том, что большая часть компаний прокатывает в Украине фильмы российских дистрибьюторов. После чего они отправляют российскому партнеру положенные 50% выручки от кассовых сборов, оставляя себе оговоренный процент.

Кому кризис на пользу

Мировой кризис резко увеличил расходы независимых дистрибьюторов, ведущих расчеты за покупку прав на прокат фильма в валюте. В то же время их доходы от кинопроката не увеличились. От этого пострадали все: и те кто живет на роялти, и те, кто распоряжается своими доходами самостоятельно. Но при этом Богдан Батрух, генеральный директор B&H (представляет в Украине 4-х мейджеров: Disney, Sony, Вurna Vista International и Рaramount), сумел воспользоваться кризисной ситуацией, сложившейся на рынке в 2008 году. А именно — растерянностью конкурентов и их неготовностью заниматься украинским дубляжем.

Батрух был уверен, что отмены украинской “озвучки” не будет, и заранее подготовил к этому своих мейджеров. Он оговорил дополнительные расходы на дубляж, начал создавать базу актеров дубляжа и отрабатывать схемы работы задолго до принятия решения об обязательной украинизации. Следующий шаг — менеджер создал собственную студию дубляжа. Благодаря такой активности гендиректору B&H удалось подписать контракт с еще одним мейджером, ранее работавшим с другой украинской компанией. А так как глобальный кризис “почистил” прокат от фильмов, вызывающих хоть малейшее сомнение в их коммерческом успехе, а значит, остался только “голливуд”, то укрепление позиций B&H становится очевидным. Уже сейчас, по словам руководителей кинотеатров, основные сборы, которые получают кинотеатры от проката, им приносят именно голливудские блокбастеры, представленные упомянутой компанией.

С успешными картинами работают также “Киномания” (Warner Bros. Pictures) и Gemini (XX Century Fox). Но каждая из них представляет лишь одного мейджера и, соответственно, работает с гораздо меньшим количеством фильмов.

Замороженные премьеры

Немногочисленные представители мейджеров выстоят. А вот самые большие риски вылететь с рынка во время кризиса — у тех, кто работает независимо.

Кое-кого из дистрибьюторов уже не видно на рынке. Например, компанию JRC Film. Как рассказывают директора кинотеатров, раньше компания выпускала в прокат 1-2 фильма в месяц. Последним их релизом стала лента “Враг государства”, которая провалилась в прокате и, по оценкам экспертов, принесла дистрибьютору серьезные убытки. После этого кинотеатры не имеют от этой компании даже предложений на следующий год.

Значительно уменьшила объем фильмов, выпускаемых в прокат, и компания “Аврора”, предоставляющая в прокат как фильмы, купленные самостоятельно, так и фильмы своего партнера — крупнейшей российской компании-дистрибютора “Парадиз”. По информации менеджеров кинотеатров, если раньше компания выпускала в прокат на пленке 2-4 фильмов в месяц, то теперь — не более одного-двух в два месяца. Такая же ситуация и с компанией “Синергия”.

Происходит это потому, что дистрибьюторы считают более разумным в сложившейся ситуации вообще не выпускать в прокат фильм, даже если он уже приобретен. Они не хотят нести дополнительные затраты на фильмокопии, дубляж и рекламу. Ведь расходы по каждой из упомянутых статей значительно выросли.

Так, например, подешевели рекламные площадки, особенно в наружной рекламе, но выросла стоимость изготовления самих рекламных материалов. И удешевление рекламных площадей не покрывает эти расходы, резюмируют в компании “Синергия”. Опасения дистрибьюторов остаться в минусе понятны. По словам Дениса Иванова, директора компании “Артхаузтрафик”, по самой свежей информацции рост рынка в 2008 году был на уровне всего 3%. “Это мизер по сравнению с 40% в 2007-м”, — резюмирует он.

В прошлом году права на кинопрокат, DVD и телепоказ фильма стоили от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов. Будут ли студии снижать стоимость прав сейчас, еще не ясно. Только завершившаяся киноярмарка в Берлине — первая в этом году — носила разведывательный характер. Основные сделки будут заключаться в мае в Каннах.

Алексей Наследников, директор сети кинотеатров “Киносистема” (9 мультиплексов в Днепропетровске, Запорожье и Полтаве), закрыл 2 из 11 своих кинотеатров.

— Алексей, говорят, что лозунг “Хлеба и зрелищ!” актуален как раз в кризис? А что получается на практике?

— У нас была сеть из 11 действующих кинотеатров, а сейчас работает девять. Те кинотеатры, которые начинают работать в минус, приходится закрывать.

— А где пришлось закрыть?

— В Бердянске и Днепропетровске. Но я не хочу об этом говорить. Это мои внутренние проблемы.

— Тогда расскажите, как идут дела в оставшихся девяти? Кстати, где у вас их больше всего?

— В Днепропетровске. Там пять кинотеатров.

— В январе снизилась посещаемость?

— Падения посещаемости не было. Но и роста тоже. А ведь Новый год — самое хорошее время для кино.

— Да, показатели января 2008 года просто отличные. Рост кассовых сборов на 36% по сравнению с январем 2007 года...

— Январь 2008 года вообще был самым рекордным за всю историю украинского кинопроката. И это был последний месяц, когда кино работало в старом режиме (без обязательного дубляжа, перевода или субтитрирования иностранных фильмов на украинский язык). А вот в феврале ситуация выглядела уже не очень весело.

— То есть оправдались ваши пессимистические прогнозы по поводу украинизации…

— К счастью, не совсем. Конечно, какой-то отток зрителей из-за этого произошел. Но затем ситуация выровнялась.

— И как ситуацию ухудшил кризис?

— Наши расходы выросли очень серьезно. Мы платим арендную плату в привязке к курсу доллара. В полтора раза выросли расходы, связанные с коммунальными платежами.

— Что стало с теми проектами, которые вы планировали запустить?

— Какой смысл сейчас рассказывать. У нас было 11 проектов в работе, которые мы должны были запустить до 2010 года, — в Киеве, Львове, Одессе, Харькове. Сейчас это все уже на паузе и, наверное, достаточно долгосрочной.

— Что думаете делать дальше? С ценами, например?

— Ценовую политику пересматривать не будем. Я не вижу смысла снижать цену, потому что это не приводит к увеличению числа зрителей. Все эти вещи нами изучены за 10 лет работы на кинорынке.

— И сколько на сегодняшний день стоит самый дешевый билет на фильм в кинотеатрах сети “Киносистема”?

— От 15 гривен и до 50. Эта цена — устоявшаяся, в течение трех лет практически ее не меняли. Вводим самые разные акции и скидочные программы.

— А в барах посетители не стали меньше покупать поп-корна, тратить денег на развлечения?

— Действительно, сопутствующие сервисы и общепит стали работать хуже.

— Будете менять ассортимент баров на “попроще”, как делают некоторые ваши коллеги?

— Будем. Бары и кафе должны приносить около 30%, а если они приносят 15-20%, то это плохо. Мы наблюдаем падение и пытаемся с этим бороться.

— И как боретесь? Наценку меньше ставите, чтобы не отпугивать клиента?

— И это тоже. Еще ищем такие варианты, как проведение корпоративов.

— На чем сейчас экономите?

— Оптимизировали расходы по максимуму. Занимаемся поиском дешевых сервисов. Раньше, например, мы могли себе позволить в каждом кинотеатре свою клининговую компанию, которая убирает залы между сеансами. Теперь приходится ужиматься и по расходам на обслуживание, и по технике. Рекламу пришлось сильно сократить и отптимизировать. Если раньше мы могли себе позволить тратить 10-15% от валового сбора, то сейчас пришлось сократить эту статью до 3-5%.

— Разве стоимость рекламы выросла?

— Выросла, потому что бумага повысилась в цене в два с половиной раза, подорожал оракал, полимерные материалы.

Богдан Батрух, генеральный директор B&H Film Distribution и сети кинотеатров “Кинопалац”, рассказал, за счет чего компании удалось снизить расходы и цены на дубляж.

— Богдан, вы не планируете расширить сеть “Кинопалац” за счет покупки выставленных на продажу кинотеатров?

— Пока мы не слышали про такие кинотеатры. И вообще не имеем информации, что у кого-то есть проблемы, вынуждающие продавать кинотеатр.

— А если получите такую информацию?

— Если будет хорошая цена, очевидно, будем покупать.

— Расскажите, как отразился кризис на вашей дистрибьюторской компании B&H Film Distribution?

— Негативно отразился, потому что выручка от проката — в гривнях, а возвращать студиям мы должны в валютном эквиваленте. Насколько гривня упала — настолько упали и наши доходы.

— Почему в кинотеатрах стало меньше фильмов?

— Великие компании-мейджеры (студии с мировым именем, такие как Sony Pictures, Вurna Vista International, United International Pictures, XX Century Fox, Warner Bros. Pictures.) не стали производить меньше фильмов. Значит, есть сложности у дистрибьюторов, которые покупают права за валюту на американском рынке и потому выпускают в прокат меньше фильмов независимых студий. Но количество российских фильмов и фильмов больших мейджеров не изменилось.

— Как-то изменились расценки на дубляж в вашей студии?

— За дубляж и микс (сведение звука) вместе теперь берем 20 тысяч долларов. Раньше только дубляж стоил 25 тысяч, а сведение могло стоить еще 20 тысяч.

— Заказов много?

— 5-6 фильмов в месяц. Выполняем заказы для российских компаний.

— Что позволило снизить цены?

— Мы пересчитываем гонорары артистов не по 8 гривен за доллар, а по 5,5.

— У вас увеличились расходы на рекламу?

— Уменьшились. Наружная реклама стала на 50% дешевле. Реклама на радио подешевела, стоимость площадей в журналах пошла вниз.

Елена ГЛАДСКИХ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.