Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Изоляционные материалы

[13:51 12 июля 2011 года ] [ Коммерсант-Украина, № 110, 12 июля 2011 ]

В Донецке в бывшем цехе завода по производству изоляционных материалов, находящемся с прошлого года в ведении арт-фонда “Изоляция. Платформа культурных инициатив”, киевский ансамбль Nostri Temporis и львовский художник Мирослав Вайда представили проект “ЗвукоИзоляция”.

По сути, аудиовизуальный проект “ЗвукоИзоляция” стал вторым крупным публичным событием донецкого фонда “Изоляция. Платформа культурных инициатив” после прошлогодней презентации проекта арт-центра (см. Ъ от 29 сентября 2009 года), а также первой в Украине попыткой создать настоящую заводскую симфонию. Особенная локация потребовала особого подхода, и для троих композиторов из киевского ансамбля Nostri Temporis это был совершенно особенный опыт. Богдан Сегин, Алексей Шмурак и Максим Коломиец впервые побывали в “зале” весной, но к работе приступили буквально за неделю до премьеры, досконально изучив все подручные инструменты — ржавеющие металлические листы, полые кубы-контейнеры для транспортировки стекловаты, железные перила, гигантские вытяжки. Три отдельные партитуры естественным образом срослись в часовую “симфонию”, которая создавалась на месте и коммуной — когда-то так работали композиторы русской Могучей кучки и “французской шестерки”.

Даже графическая запись “заводской музыки” — это отдельный вид искусства. По сути, дирижировать (в традиционном смысле) одиннадцатью музыкантами ансамбля Nostri Temporis, разбросанными по периметру огромного пространства и отгороженными полупрозрачным занавесом, невозможно, так что партитуры синхронизировали с видеорядом Мирослава Вайды и исполняли по секундомерам.

Несмотря на изначально заданную “авангардность” и продиктованное обстоятельствами новаторство, действо в целом напоминало некую божественную мистерию. Начиналось все с чистой электроники, имитирующей звучание органа. В это время слушатели, каждому из которых на входе выдавали фонарик, ручейком проникали в своеобразный лабиринт с белыми тканевыми стенами, чтобы добраться до “партера”. Огромный экран принял на себя визуальную часть представления — заготовленные графические семплы, изображения памятников советской эпохи и видеопроекцию происходящего в режиме live stream с показом музыкантов с шахтерскими фонариками во лбу.

Открывавшая вечер “Интродукция. Интервенция” Богдана Сегина демонстрировала медленную, но верную коррозию органной литургии, где мощный электронный поток постепенно расслаивался на звуковой металлолом. Предельной степени распада он достиг во время исполнения произведения “Хрупкость” Алексея Шмурака, когда музыканты активно перемещались по периметру цеха и, помимо “инструментальных” звуков, что-то нашептывали.
Нельзя не отметить совершенно удивительную акустику “Изоляции”, где отчетливо слышно все на любом расстоянии и где одиннадцать музыкантов способны создать больше шума, чем любой симфонический оркестр в традиционном “ватном” зале. Даже простые шаги по бетонному полу воспринимались здесь как музыка, и именно поэтому переход от “Хрупкости” Шмурака к “Холодному пламени свободы” Максима Коломийца получился несколько смазанным. Композитор же снабдил свое сочинение, бросающее спасительную арку к “Интервенции” Сегина, пространной аннотацией про гарь и копоть, лабиринты лжи и правды, погасшее и растоптанное солнце. Склонность автора к “вертикальному” композиционному мышлению вылилась в сильнейшие кульминационные вспышки, вторящие периодически мерцающему в зале свету.

Если в начале прошлого века промышленно-звуковые опыты проходили под девизом “Искусство — в массы!”, то в случае с нынешним проектом “Изоляции” громкий во всех смыслах результат ориентирован на отборного слушателя. За два концертных вечера до арт-центра на окраине города доехали полторы сотни человек, среди которых местных было не так уж много — “Изоляция”, пытающая осмыслить с помощью искусства проблемы региона, принципиально не использует традиционную рекламу. И новое поколение художников со всего мира сюда зовут не демонстрировать старые наработки, а пожить в Донецке в формате арт-резиденции и сказать свое слово о городе, который практически не просматривается на интерактивной культурной карте не то что мира, а даже страны.

Юлия БЕНТЯ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.