Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Любовь и другие стратегии

[15:05 19 октября 2010 года ] [ Slon.ru, 18 октября 2010 ]

Пора замахнуться на Вильяма нашего Шекспира, и да поможет нам сегодня в этом свежайший доклад “Должна ли любовь убить семейные фирмы?” исследователей из канадского Университета Альберты и Национального университета Сингапура.

Итак, напомню сюжет кровавого шекспировского бестселлера. Две равно уважаемых семейных фирмы (или, возможно, банды) спокойно ведут в городе Верона свой бизнес. Предполагается, что по мере старения боссов руководство перейдет к младшему поколению. Юный Ромео Монтекки должен сделать наследника вместе с прекрасной Розалиной, а дочь CEO конкурирующей структуры Джульетта Капулетти должна подарить отцу наследника от Париса, который состоит в родстве с мэром Вероны. Если бы эта схема реализовалась, то клан Монтекки перешел бы со временем под управлением оболтуса Ромео. А клан Капулетти, заполучив в родственники Париса (серьезного юношу со связями), несомненно сделал бы его со временем гендиректором. Определенно, в итоге, Верона бы досталась Капулетти.

В традиционных (это такая политкорректная замена слова “отсталых”) обществах, поясняют авторы упомянутого выше экономического доклада, семейные бизнесы очень распространены. Однако зачастую наследникам не передается талант родителей. Проблема решается просто: организацией брака родного, но бесперспективного чада с умным человеком извне. Напомню, что в традиционных обществах мнением молодых людей об их будущих суженых не интересовались, и браки заключали родители. Фактически, это была форма найма гендиректора: мы вам дочку с приданным, а вы нам мозговитого парнишку на пожизненную должность топ-менеджера.

Современный читатель задаст резонный вопрос: а к чему эти сложности с браком, если можно просто нанять менеджера? Что мешает клану Капулетти выдать Джульетту за Ромео, а еще лучше вообще не париться по поводу ее личной жизни (пусть хоть с кормилицей и Пьетро втроем живут), а Париса нанять топ-менеджером клана за деньги?

Мешает простая штука: в традиционных обществах юридическая система не развита и права акционеров плохо защищены. Парис в Вероне XVI века может запросто “кинуть” Капулетти сразу после получения поста гендира (впрочем, в России с ее рейдерством такие истории тоже нередки). И никакие суды и милиция не помогут Капулетти восстановить права собственности, ведь Парис — родственник герцога и легко может подтянуть на разборки братву с клинками. Поэтому внешнего менеджера надо обязательно привязать к семейному бизнесу семейными же узами. Он со временем привыкнет к гибкому стану Джульетты, она ему ребеночка родит, домик обставят — и уже “кидать” Капулетти не захочется.

Таким образом, мы имеем две крайние точки на графике. Слева отсталые страны с низким подушевым ВВП (экономисты обследовали 72 государства) и большим распространением семейных фирм. Например, в Пакистане подушевой ВВП составляет около $1000, и при этом 50% населения готовы сочетаться браком с человеком, который удовлетворяет всем их желаниям, хоть и не вызывает любви. Доля семейных фирм составляет почти 100%.

В правом конце графика — развитые страны с малым количеством неэффективных семейных фирм, и благодаря этому — высокий уровень экономического развития. Естественно, в таком обществе брак можно не контролировать из экономических соображений и превратить из бизнес-сделки в разновидность развлечения: в романтическую любовь, в брак по любви. Типичный пример — США. Подушевой ВВП — почти $46 000, семейных фирм — не более 20%, а доля согласных вступить в брак за достойного человека без любви — лишь 4%.

Крайняя левая точка на нашем графике способна вдохновить в лучшем случае на унылую мыльную оперу типа “Рабыни Изауры” и “Королька — птички певчей”, а крайняя правая — на легковесную лирическую комедию вроде “Иронии судьбы”.

Однако Шекспир был великим поэтом, потому что воспевал великие чувства, которые могли появиться только в эпоху великих социально-экономических сдвигов — перехода от феодальных к ранним капиталистическим отношениям. Молодежь уже требовала свободной любви, а финансовые и правовые институты, которые позволяют в наше время любить друг друга, не смешивая страсть и бизнес, были еще недостаточно развиты. Старое и новое вступило в конфликт, а результат вы знаете: балкон, любовь, кровь, аптекарь не подвел Ромео, а кинжалы — лучшие друзья влюбленных итальянок.

В финале трагедии кланы Капулетти и Монтекки понимают необходимость цивилизованной конкуренции (“О брат Монтекки, дай свою мне руку…”), а герцог решает начать строить в Вероне правовое государство (“Одних — прощенье, кара ждет других”). Так суицид двух итальянских подростков закладывает в Италии основы капитализма и свободной любви. Спасибо вам за наше счастливое будущее! И тем не менее, повесть о Ромео и Джульетте останется печальнейшей на свете.

Николай ДЗИСЬ-ВОЙНАРОВСКИЙ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.