Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Украинским театрам подсказали, как собрать аншлаг

[07:49 25 ноября 2011 года ] [ Комментарии, 25 ноября 2011 ]

Предложение президента Виктора Януковича “приблизить театр к народу” эксперты считают палкой о двух концах.

В четверг, 24 ноября, Президент Украины Виктор Янукович во время своего визита на Сумщину вспомнил о высоком — о театрах. И, среди прочего, призвал оптимизировать формирование театральных репертуаров — чтобы привлечь как можно больше зрителей. “Комментарии” решили выяснить, как на инициативы президента отреагировали в театральном сообществе. Эксперты же подчеркивают: менять нужно не только репертуар, а всю систему финансирования театров. Кроме того, театры должны получить право на эксперимент, но, в то же время, избежать бульваризации репертуара в погоне за “длинным рублем”.

Замена репертуара без изменения системы ничего не даст

Театральный режиссер и продюсер Сергей Проскурня:

“У нас есть старая кондовая советская система, которую нужно категорически менять. Репертуаром ничего не изменишь — то есть, замена репертуара просто на заявлениях президента невозможна, если не поменять систему.

Еще за 2 года до обретения независимости, когда мы начали реформировать Украинское театральное общество в Союз театральных деятелей Украины, уже на волне того прорыва мы требовали, чтобы государственные театры и вся театральная система претерпела капитальную реформу. Нам необходимо переводить всю систему на контрактную основу. Без этого невозможно решать художественные и другие задачи. Но если театры станут помещениями, где проходят яркие театральные события, если введем систему дополнительного финансирования, откроем двери для молодых режиссеров-экспериментаторов, введем в финансировании культуры, как во всех европейских странах, систему так называемых “гибких денег” — фонд, средства которого распределяются на основании конкурсов, как грантовая программа — тогда любые изменения возможны.

Посмотрим в Закон “О культуре”, принятый в прошлом году. Там есть 21 пункт о переходе всех заведений культуры и творческих работников на договорную систему (видимо, речь о статье 21, где указывается, что руководители учреждений культуры назначаются путем заключения с ними трудового договора и так же формируется кадровый состав, только уже на конкурсной основе — “Комментарии”). Так вот, когда мы включим этот механизм, то сразу увидим изменения. Потому что сейчас, например, народный артист Украины, которому 75-80 лет, получает, скажем, в театре им. И. Франка 15-20 тысяч гривен, а в областном — 2,5-3 тысячи. При этом он выходит на сцену, в лучшем случае, раз в месяц. А молодой актер, только что закончивший театральное училище, которого вставляют во все спектакли, выходит 18-20 раз в месяц, а то и все 30! И он получает 1200 грн. Понятно, что в таком случае не работают никакие мотивации для талантливых людей, и мы лишь эксплуатируем их любовь к театру. А это неправильно”.

В театральной сфере нужно менять экономические основы

Глава совета директоров киевских театров, режиссер театра “Сузір’я” Алексей Кужельный:

“Я не совсем понимаю, что имеется в виду под “оптимизацией”. Если речь о том, чтобы это было связано с украинской культурой, возрождением украинской драматургии, чтобы возобновились процессы, направленные на поддержку современной драматургии, на постановки — тут хотел бы заметить, что в киевских театрах 3 года не финансируется ни одна постановка — то я буду этому рад.

Но с этой фразы я делаю один очень важный вывод: президент вспомнил о театрах. Это, по-моему, впервые за очень долгое время. И это хороший признак. Может, это сигнал для местных руководителей, и это тоже очень важная вещь. Потому что сегодня театральное дело в Украине не то, что безразлично государству, но в этих отношениях нет понимания перспективы, а есть принцип “как-то будет”. И я буду ссылаться на эту фразу президента в письме руководству нашего города, потому что бюджет всех наших киевских театров на следующий год срезан на 10-15%.

Можно, конечно, становиться коммерческими театрами. Тут нам приводят иностранный пример, и это было бы замечательно, если бы и все остальное было, как в иностранных театрах. У нас же налоги, которые платят театры, страшно велики для них и ничего не значат в бюджете Украины. Между тем, в мире полно примеров, когда художественная сфера лишена налогообложения. А мы сейчас платим те же налоги, что и производители алкоголя.

Нам нужно менять экономические основы в театральной сфере. Она давно требует серьезных реформ и президентского внимания. Например, сегодня система театрального проката, которая заставляет играть столько, сколько можно и еще немножко, чтобы побольше “выжать”, лишает любого шанса на эксперимент. Потому что эксперимент предусматривает и успех, и неуспех. А мы не имеем права на неуспех. Поэтому “эксперимент” — слово, которое мы уже не произносим много лет”.

Государственный театр не должен выбирать путь быстрого коммерческого успеха

Театральный критик Олег Вергелис:

“Сегодня популярная, массовая культура вытеснила из иерархии ценностей театральное искусство — возможно, на последнее место. Молодое поколение не имеет тех примеров театрального искусства, которые подтолкнули бы его к открытию этого интересного мира. В частности, провинциальный театр очень часто в жалком, одичавшем состоянии. И в этом смысле инициатива президента довольно важна. А раз президент начал эту дискуссию, то, думаю, будет какое-нибудь интересное продолжение.

Однако стоит понимать, что фраза президента об оптимизации театрального репертуара не должна трактоваться поверхностно или волюнтаристски. В том смысле, что привлечение в театр как можно большего количества зрителей предусматривает бульваризацию репертуара. А немало отечественных театров, пытаясь привлечь аудиторию, ищут самый простой путь — мелкие незначительные комедии вульгарного сорта, место которым в антрепризах.

Поскольку государственный театр государством и финансируется, то тут должна быть разумная, сбалансированная пропорция серьезной литературы и литературы, интересной широким массам. Потому что для экспериментов есть малые сцены. Кроме того, тот, кто в поиске, в постоянном стремлении что-то делать — он в любом случае на поверхности. Государство же не отказывается финансировать, но очень часто это финансирование уходит в бездну. Я недавно говорил со Ступкой, и он сказал очень хорошую фразу: “Государственный театр никогда не должен выбирать путь быстрого коммерческого успеха. Нам помогает государство, поэтому мы должны через серьезную литературу, через серьезную драматургию привлекать зрителя. А если спустимся на уровень ниже, тогда мы уже станем театром совсем другого статуса, театром бульвара”. И тут я с ним согласен”.

Олекса ШКАТОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.