Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Рецепты телевизионного счастья

[07:38 14 ноября 2011 года ] [ Комментарии, 14 ноября 2011 ]

Николай Азаров призывает, чтобы телевидение взращивало пассионариев. Оно же культивирует банальных азартных игроков.

Выступая 5 ноября на торжествах, посвященных 60-летию украинского телевидения, премьер-министр Николай Азаров акцентировал внимание телевизионщиков на необходимости “инноваций в коммуникации с обществом”. “Наше уставшее от социальных, экономических и политических испытаний общество как никогда нуждается в позитивных идеях, в подъеме, как говорят ученые, пассионарных сил. Уверен, сегодня каждый работник телевидения понимает, что на нем тоже лежит ответственность за успешное развитие страны”, — заявил он. Возможно, Николай Янович редко смотрит телевизор или просто не замечает, что установка на позитив давно стала на всех каналах доминирующей. В любом случае, его слова свидетельствуют о том, что интересы государства в сфере телевизионного вещания и интересы самих телевещателей счастливым образом совпали. В стране сама собой складывается “телевертикаль”. Хорошее определение этому явлению дала московский критик Слава Тарощина в своей колонке на Газете.ru: “Телевертикаль — чисто отечественное изобретение: лояльность власти в политическом вещании обменивается на вседозволенность во всех остальных сегментах ТВ”. Иными словами, власть четко дала понять телеканалам: они могут транслировать почти все что угодно, лишь бы зрители думали, что их жизнь улучшается уже сегодня. Телевизор должен стать “таблеткой счастья”, позволяющей забыть о повышении налогов и цен, о протестах предпринимателей, учителей, афганцев, чернобыльцев, о газовой проблеме, наконец — о Тимошенко как о явлении.

Собственно, в концепцию этого телевизионного счастья хорошо вкладывается уже сама лояльность каналов власти. Результаты мониторинга новостных программ на ведущих телеканалах, представленные 7 ноября Академией украинской прессы и Институтом социологии НАН, свидетельствуют о том, что политических новостей в эфире заметно поубавилось, хотя политика в стране не перестала существовать. Как отмечают эксперты, в среднем три четверти теленовостей 2011 года касаются Украины, и только каждое пятое сообщение — политическое. При этом больше внимания в них уделено, конечно же, власти, а не оппозиции. То есть у телезрителя должно сложиться впечатление о бесконфликтности политической и общественной жизни, о том, что власть работает, в стране стабильность и в завтрашнем дне можно быть уверенным. Между прочим, во время опроса, проведенного Центром Разумкова в 2008 году, подавляющее число респондентов (35,6%) ответили, что для счастья им в первую очередь необходима именно уверенность в завтрашнем дне (для сравнения: лишь 6,1% из них назвали таким условием любовь).

Впрочем, политическая и экономическая реальность в стране действительно скорее такова, что хочется не погрузиться в нее, а отрешиться от нее. Но современное украинское телевидение, создавая у зрителя иллюзию благополучия, приучая его к мысли, что избавление от политизированности — сродни счастью от похудения, заряжая его общим “позитивом”, если и способствует таким образом “подъему в обществе пассионарных сил”, то совсем не в том смысле, который вкладывал в свои слова премьер-министр.

Счастье в виде приза

Лев Гумилев, который ввел в научный оборот слово “пассионарность”, называл им “необоримое внутреннее стремление к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной)”. Так вот, горизонт целей, который очерчивает перед своей аудитории современное телевидение, таков, что культивируемые им “пассионарии” являются не “новыми людьми”, жертвующими своей энергией ради общественных перемен, а банальными азартными игроками. Ведь ТВ сегодня превратилось в Большое безумное колесо фортуны, предлагающее выиграть и реальные деньги, и все виды счастья — “простое женское”, “наивное девичье”, “примитивное мужское” и т.д.

Если женщина считает, что счастье — это выйти замуж за принца, телевидение говорит: нет проблем. И запускает второй сезон шоу “Холостяк” со свежим роковым мужчиной — принцем Френсисом Метью. Придите — и выиграйте его (реального замужества, правда, телеканал не гарантирует). Если счастье в том, чтобы стать звездой эстрады, — к вашим услугам широчайший спектр вокальных шоу: от “Голоса країни” до “Караоке на майдані”. Если ничего в мире не хочется больше, чем сбросить лишний вес, — вам на “Зважені та щасливі”. Будете худеть лучше всех — получите 250 тыс. грн. Если счастье сводится к деньгам — принимайте участие в разнообразных телелотереях. Хотите завести ребенка — подумайте, надо ли вам такое счастье; возьмите на время съемок реалити-шоу ребенка напрокат. Что и говорить, счастьем стало и просто попасть “в телевизор”, побыть звездой или рядом со звездами, ощутить на себе внимание публики, удовлетворить тщеславие. Как утверждают пресс-службы телеканалов на сайтах проектов, от желающих попасть на них нет отбоя — например, на кастинг “Адской кухни-2” записались пять тысяч человек.

В свою очередь, приз, который получают стойкие телезрители, способные выдержать целый сезон какого-нибудь талант- или реалити-шоу, — разнообразные рецепты счастья, которыми изобилуют подобные проекты: как себя вести и как выглядеть, чтобы понравиться потенциальному супругу, как строить отношения в семье, как завоевать авторитет у детей и вообще как надо жить.

Капризы женского счастья

Примечательно, что тенденцией на украинском телевидении стало обустройство именно женского счастья. В этом есть своя логика. Согласно результатам исследования, проведенного в 2006 году Киевским международным институтом социологии, одной из самых счастливых категорий населения в Украине являются молодые образованные женщины, которые много зарабатывают или вовсе не работают. Работа, в свою очередь, незначительно влияет на уровень счастья украинцев — возможно, потому, что вознаграждение за нее в нашей стране не соответствует приложенным усилиям и уровню социальных запросов. В самой же большой мере способствуют счастью семья и интимная жизнь. Таким образом, разнообразные телешоу, идейным, тематическим или сюжетным ядром которых являются “женские проблемы и их решения”, сразу же попадают не только в свою целевую аудиторию, но и в гамму общих социальных ожиданий. Ведь суть этой продукции сводится к тиражированию позитивных установок типа “ты достойна лучшего”, “ты можешь быть неотразимой”, “ты добьешься успеха”, “ты будешь счастливой”. Если это не так — смотри и делай выводы.

Вот только счастье, которое получают герои передач, часто заканчивается вместе со съемками проекта. Герой первого “Холостяка” Макс Чмерковский так и не женился на победительнице шоу. Бывшие заключенные, участники проекта “Джентльмены на даче”, получили кто сертификат на имплантацию зубов, кто на курс реабилитации в наркологическом центре, за кого-то организаторы шоу хлопотали, чтобы устроить на учебу. Но в полной мере социально адаптировать всех “джентльменов” не удалось — один из них даже снова попал в СИЗО за кражу.

Что и неудивительно — счастья принято добиваться, трудиться над ним, а не получать его в виде приза, вынесенного в студию.

Юрий РЫБАЧУК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.