С 1 ноября 2014 г. Украина обязана начать имплементировать директивы Евросоюза относительно корпоративного управления и защиты прав акционеров, пишет Капитал. “30 сентября Евросоюз выпустил вербальную ноту, в которой установлен перечень разделов Соглашения об ассоциации, которые вступают в силу с 1 ноября 2014 г. И в этот перечень как раз попали приложения, которые касаются директив как в сфере корпоративного управления, так и по защите прав акционеров”, — говорит старший юрист компании “Экво” Оксана Краснокутская. Украина должна имплементировать 10 директив в течение двух-четырех лет.
Одна из важнейших новаций, которое ждет украинское законодательство — механизмы принудительного выкупа и покупки акций, так называемые squeeze-out и sell-out. Squeeze-out (вытеснение) — это право мажоритария, который сконцентрировал 90 % и более акций компании, потребовать от миноритариев продать ему свои бумаги. Таким образом мажоритарий становится единственным собственником компании.
Внедрение Squeeze-out уже неоднократно лоббировала Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку в течение нескольких лет, но он так и не попал в украинское законодательство. Изначально новации противились торговцы ценными бумагами, которые утверждали, что squeeze-out убьет украинский фондовый рынок. Ведь на украинских биржах в основном торгуются компании с маленькой долей бумаг в свободном обращении. Например, из 10 бумаг индексной корзины только три компании — “Мотор Сич”, “Центрэнерго” и “Донбасэнерго” — имеют долю акций в свободном обращении более 10 %.
Причина в том, что украинский фондовый рынок зарождался в процессе приватизации госпредприятий, и исторически так сложилось, что мажоритарии владеют большими долями в компании. Поэтому мажоритарии поддерживали имлементацию squeeze-out, так как он уменьшает риск рейдерских атак. Ведь в Украине даже акционер с одной акцией может парализовать работу предприятия. Кроме того, squeeze-out упрощает и удешевляет корпоративное управление.
Еще в 2010 г. внедрение squeeze-out в Украине отклонили, потому что процесс принудительной продажи не отвечает Конституции — право собственности еще никто не отменял. Полемика относительно конституционности принудительного выкупа поднималась и в Европейском Союзе. “В итоге Европейские суды приняли эту концепцию, — рассказывает старший юрист “Василь Кисиль и Партнеры” Анна Сисецкая. — И сказали, что право собственности не является нарушенным, если акционер получает справедливое вознаграждение”. Акция — не просто имущество, а имущество, которое дает определенные права, в частности, на управление. И если эти права миноритарий не использует, то справедливо будет выкупить его акции, считает Сисецкая.
Вопрос справедливого вознаграждения будет самым болезненным при внедрении директив ЕС. В Европе, где есть развитый фондовый рынок, и все акционерные общества являются публичными по сути, а не по названию, справедливая цена устанавливается на бирже. В Украине биржевую цену справедливой можно назвать лишь с натяжкой. Ведь рынок малоликвидный, и цену легко как поднять, так и опустить. Говорить о том, что оценщик может дать справедливую оценку, в Украине тоже не приходится. Поэтому именно вопрос справедливого вознаграждения будет тормозить имплементацию европейских директив.
Европейское законодательство защищает не только мажоритария, но и миноритария. Если у миноритария нет никаких рычагов влиять на корпоративное управление, он при желании может получить справедливое вознаграждение за свои акции через механизм sell-out. Акционеры, где мажоритарий скупил более 95 % акций, имеют право потребовать от него выкупить их бумаги. Таким способом миноритарии могут уйти из компании, в которой они ничего не решают. “Процедура sell-out неразрывно связана с процедурой squeeze-out — это баланс интересов мажоритариев и миноритариев. И обе процедуры применяются без согласия акционера”, — говорит Анна Сисецкая. Поэтому внедрять оба механизма надо одновременно.
Украине придется имплементировать и другие нормы по защите прав акционеров. Например, если инвестор собирается приобрести контрольный пакет акций, он обязан уведомить об этом остальных акционеров. Руководство компании анализирует предложение и выносит свое суждение, стоит или нет акционерам соглашаться на такую сделку.
Директивы ЕС также упрощают решение ряда корпоративных вопросов. Например, собрание акционеров может предоставить набсовету право увеличивать уставной капитал до установленного размера. В Украине же при каждом увеличении необходимо созывать собрание акционеров. Такая норма сегодня очень пригодилась бы банкирам. Ведь стресс-тест установил, что крупнейшие банки надо докапитализировать на 56 млрд грн, крупные — на 10 млрд грн. Многие банки будут докапитализировать в несколько этапов на протяжении нескольких лет.
Также сегодня в Украине сложно проводить слияния компаний. Согласно закону об акционерных обществах, уставный капитал объединяется по номинальной стоимости, а не по справедливой рыночной. Поэтому невозможно быстро организовать слияние двух независимых компаний. В Европе же слияние компаний проходит по рыночной стоимости. Внедрение этой нормы уже инициирует Нацбанк, чтобы упростить процесс слияния финучреждений.
Что скажете, Аноним?
13:00 23 ноября
12:30 23 ноября
11:00 23 ноября
10:30 23 ноября
10:00 23 ноября
09:00 23 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
[16:52 23 ноября]
[14:19 23 ноября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.