Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Упрощение, скандализация и фейки: как избежать агрессии

[07:40 06 мая 2019 года ] [ Апостроф, 5 мая 2019 ]

Какие явления создают предпосылки для агрессии в соцсетях.

В очередном выпуске еженедельной рубрики на “Апострофе”, писатель Любко Дереш рассуждает о главных движущих силах, которые расшатывают основы терпимости в мире глобальных социальных сетей.

Вызовы, связанные со снижением уровня насилия в обществе, сегодня связаны не только со специфическими проблемами определенных социальных групп. Глобальные вызовы толерантности — это вызовы системные. Прежде всего, это вызовы для коммуникации.

Агрессия на сегодняшний день — это, в первую очередь, агрессия коммуникативная. Благодаря современным технологиям коммуникации, несовпадение основных мировоззренческих позиций между людьми и общинами легко становится критическим. Оно приобретает системный характер, каждый раз по-новому выстраивая линии напряжения между людьми и сообществами, которые еще вчера вполне нормально находили между собой общий язык. Достаточно лишь маленьких несоответствий во вводных переменных между участниками группового общения — и в социальной сети прокатывается волна агрессии.

Впрочем, агрессия сама по себе — не является отрицательным явлением. Агрессия — это форма отстаивания личных границ человека или общины. Однако системная, непрерывная агрессия, которая подпитывается постоянными вбросами извне — это крайне опасное и утомительное состояние для сетей и для общества.

Митико Какутани, американский литературный критик, в своем эссе “Смерть правды”, вслед за Ханной Арендт отмечает, что усталые, замученные цинизмом и страхом люди, которые перестали отличать правду от вымысла, сильнее всего подвержены тоталитарному режиму. Говорить, что мы живем в эпоху цифрового сетевого тоталитаризма, несколько преждевременно, однако усталость, страх и цинизм, которыми сегодня охотно питается фейсбук-сообщество, а также потеря ориентиров между правдой и обманом, — явные предвестники того, что коммуникативная атмосфера в соцсетях скоро может разразиться бурей.

Благодаря каким факторам соцсети становятся сегодня потенциальным источником тоталитаризма? Системные вбросы агрессии опираются на три феномена современности: фейковые новости, скандализация и упрощения в журналистике.

С фейками, запрос на который создают политические и бизнес игроки разного уровня, все ясно. А вот скандализация новостей вызвана спецификой алгоритмов, по которым ранжируется информация в Facebook и в поисковике Google: в топы поиска попадают не релевантные, а наиболее популоярные запросы. Так, например, информация расистского или антисемитского характера может появляться как подсказка в продолжение фразы “евреи это...” / “женщины это...” в поисковой строке Google: “евреи это зло”, “женщины это зло “и т.д., только потому, что есть определенная популярность таких запросов, а не потому, что они истинны. Люди куда охотнее репостят и лайкают скандальные заголовки вроде “Улицы завалены трупами”, чем объяснения, что это — всего лишь история об отравлении бездомной собаки где-то в Виннице. Поэтому, побеждают те новости, которые представлены более остро, ярко или сенсационно.

Не отставать от редакторов онлайн-изданий, которые выбирают подобные заголовки, пытаются и журналисты, которые вместо “высокого стиля” статей и сообщений постепенно вводят в обиход упрощенную лексику, синтаксис и аналитику а-ля “Фейсбук конспайреси”, а в эфире выбирают наиболее неприхотливые и непосредственные интонации кухонной беседы.

Упрощение, скандализация и фейки — три вещи, которые смещают общий общественный дискурс от рационального к эмоциональному, а значит, создают предпосылки для разгона страха, гнева и возмущения, для которых правда, вымысел, логическая связность и нюансы уже не имеют никакого значения.

Постоянный “подогрев” эмоций делает аудиторию равнодушной, а значит, и более благосклонной к радикальным, бескомпромиссным решениям, принятым под влиянием эмоционального куража. Так возможна ли толерантность в обществе, где всем руководит кураж?

Упрощение, скандализация, фейки — системный вызов всем социальным сетям, которые мы создали. Пока государства и корпорации ищут новые модели для “этизации” работы социальных сетей, гражданское общество имеет шанс проявить собственную инициативу, формируя негласную “культуру уважения”. На каких началах она будет создаваться? Кто и как ее будет воплощать? “Культура уважения” сегодня — это положительный проект для соцсетей. Он может быть инициирован где угодно в глобальном мире — в том числе, и в Украине. Каждый желающий может принять участие в разработке концепции сетевой культуры уважения, например, присоединившись к работе посланцев толерантности ПРООН. Кто и где будет это воплощать — не так важно. Важно успеть сделать это, пока эмоциональное опустошение и сетевой цинизм не пересилили нас.

Любко ДЕРЕШ, писатель

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.