Специалисты утверждают, что работы такой сложности на их памяти не было. Чтобы обеспечить качество и надежность, каждый лист металла просветили рентгеном, а модель статуи продували в аэродинамической трубе. Общая стоимость контракта с учетом “воссоздания” павильона-постамента составила 2 905 090 316 рублей. Затраты на торжества по случаю открытия обновленного памятника, которое намечено на 4 декабря, в трехмиллиардную смету не вошли. Тем не менее участникам церемонии обещано красочное шоу с салютом
Денег на восстановление шедевра долгое время не было, но в этом году их не пожалели. Реставрация скульптуры обошлась столице более чем в миллиард бюджетных средств, а общая стоимость контракта с учетом “воссоздания” павильона-постамента составила 2 905 090 316 рублей. В итоге пьедестал, пока еще недоделанный, выйдет в полтора раза дороже статуи, или по 390 тысяч рублей за квадратный метр общей площади.
Так получилось, что аукцион, на который, как положено, был выставлен подряд, признали несостоявшимся. Контракт на “Рабочего и колхозницу” пришлось заключать с единственным участником отмененных торгов — ООО “Строительная компания “Стратегия”, подконтрольным супруге мэра Москвы.
Затраты на торжества по случаю открытия обновленного памятника, которое намечено на 4 декабря, в трехмиллиардную смету не вошли. Тем не менее участникам церемонии обещано красочное шоу с салютом. Классика жанра!
Выставочный образец
Скульптура “Рабочий и колхозница” была нашим ответом нью-йоркской статуе Свободы, открытой к столетию американской революции. Кстати, корпус этого монумента сделали во Франции из листов меди, закупленных в России.
В середине 30-х эталонный заокеанский памятник привлек внимание архитектора Бориса Иофана. Проект советского павильона на Всемирной выставке в Париже представлял собой длинное, поднимающееся стремительными уступами сооружение. Надо было увенчать его чем-то необыкновенным, и Иофан предложил парную статую “Рабочий и колхозница”. Он не был первооткрывателем. Образ витал в воздухе. Но для воплощения требовался талантливый скульптор. Летом 1936-го был объявлен всесоюзный конкурс. Участие в нем приняли лучшие ваятели. Предлагались проекты из камня, мрамора, бронзы. Победителем стала Вера Мухина, до того известная как автор монумента “Освобожденный труд” (1919), проекта павильона газеты “Известия” на Всероссийской сельскохозяйственной выставке (1923), двухметровой скульптуры “Крестьянка” (1927).
Мухина работала над эскизом недолго, но весьма напряженно. В качестве натурщиков пригласила солистов балета. Правда, голову и лицо рабочего срисовала с одного из метростроевцев. В своем проекте она смело пошла на изменение архитектурного замысла, отказалась от статической диагональной композиции, “отбросила” назад руки, в образ девушки ввела развевающийся шарф, что сделало композицию динамичной, воздушной. Однако с инженерной точки зрения последняя деталь оказалась одним из самых трудных элементов. Шарф имел размер около 30 метров. Встал вопрос: из каких материалов делать, ведь несколько тонн материала должны держаться в горизонтали безо всякой подпорки!
Мухину привлекла применявшаяся в авиационной промышленности сталь. Она и была впервые в истории скульптурного материала использована для изготовления 63-тонного каркаса, а затем и деталей. Инженер-конструктор Петр Львов разработал оригинальный метод увеличения фрагментов композиции и даже изобрел агрегат для сваривания тонких листов, другие приспособления. Толщина стальных пластин была не более 0,5 мм. Основной каркас делали на заводе “Стальмост”, а блоки оболочки — на предприятии Центрального научно-исследовательского института машиностроения. Директор ЦНИИМАШа Тамбовцев, устав от требовательности автора или чтобы обезопасить себя от возможной неудачи, написал донос в правительство. Для большей убедительности сообщил, что, по отзывам специалистов, в отдельных местах стальной оболочки возникает профиль Троцкого. Информация ушла на самый верх и насторожила Сталина. Он приезжал на завод, но не обнаружив крамолы, дал “добро” на отправку статуи в Париж.
Серп и молот против свастики
Скульптура с каркасом и инструментами заняла целый эшелон — 28 платформ. Сборку статуи вели советские монтажники. Они завершили работу в рекордные сроки — за 11 дней вместо предполагавшихся 25. В мае 1937 года статуя “Рабочий и колхозница” воссияла в небе Парижа на фоне Эйфелевой башни и по случайному совпадению — напротив павильона Германии. Такое соседство стало причиной политического противостояния. Приезжавший на строительство немецкого павильона имперский министр экономики Ялмар Шахт потребовал, чтобы германское сооружение было выше советского, и в результате огромный герб Третьего рейха — орел, держащий в когтях свастику, оказался прямо перед лицами “Рабочего и колхозницы”.
Успех скульптуры Мухиной был оглушителен. 25-метровые фигуры как бы парили в небесах, увлекая за собой весь павильон-корабль, где демонстрировались достижения Советского Союза. Когда выставка закрылась, во Франции обнаружилась масса желающих оставить монумент в Париже и начался сбор средств на выкуп шедевра у советского правительства. Особенно старались феминистки, им пришелся по душе образ советской Моны Лизы.
Но в СССР приняли решение о возвращении статуи в Москву.
Новоселье у ВСХВ
На демонтаж была послана бригада рабочих и инженеров, не знавших специфики скульптуры. Статую разрезали автогеном и свалили на платформы. Без повреждений до Москвы доехали только головы и мужская рука. Некоторое время власти не знали, что делать дальше. Потом все-таки приняли решение разместить памятник перед входом на открывавшуюся Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Статуя была восстановлена из толстых, до 2 мм листов стали и смонтирована на низком 10-метровом постаменте. Он нарушил пропорции памятника и был презрительно назван Мухиной “пеньком”.
В 1962 году профессор Львов, скульпторы Нина Зеленская и Зинаида Иванова обратились в правительство с предложением переместить статую. В 1975-м за перенос высказался президиум Академии художеств, и Моссовет принял соответствующее решение. Проектирование было поручено Борису Иофану. Но в начале 1976 года тот скончался.
Первой реконструкции монумент дождался в 1979-м, перед Московской Олимпиадой. Однако по прошествии времени стало очевидно, что косметического ремонта недостаточно. Скульптура стремительно ржавела и разрушалась. Но ни письма Мухиной в правительство (последнее отправлено незадолго до смерти), ни последующие обращения общественности ни к чему не привели. Между тем ситуация менялась. На рубеже веков восприятие скульптурной группы оказалось искажено возведением эстакады на проспекте Мира. Затем появился проект монорельсовой дороги. Коммерческие структуры, ссылаясь на политическую конъюнктуру, а на деле — в борьбе за дефицитную землю в престижнейшем районе главной выставки страны предложили вообще убрать “Рабочего и колхозницу”. (Представим на мгновение, что нечто подобное захотели бы сделать со статуей Свободы!) Однако мир не без добрых людей. Одним из первых забил тревогу руководитель творческой мастерской “БИОР” скульптор Вадим Церковников. Он обратился в префектуру СВАО с предложением провести обследование статуи, пригласил специалистов. Они взялись помогать фактически бесплатно. С их заключением Церковников пошел в правительство Москвы, к главе стройкомплекса Владимиру Ресину: “Скульптура не сегодня завтра упадет”.
В переделке
В столичном бюджете нашлись деньги, несмотря на то, что “Рабочий и колхозница” — памятник федерального значения (охранный № 18 определен постановлением СМ РСФСР от 30 августа 1960 года). Префект Северо-Восточного округа Ирина Рабер заявила, что на специальных счетах аккумулировано 64 млн рублей, которые будут потрачены на демонтаж скульптуры. В июне 2003-го экспертный совет дал заключение, что необходимо не только восстановление статуи, но и вознесение ее на новый постамент.
Реставрировать решили в ЦНИИ строительных конструкций имени В. А. Кучеренко. Когда начался демонтаж, сбежавшийся с проспекта Мира и соседних улиц народ кричал: “Что вы делаете? Фашисты!”. Между тем разобранный на 17 фрагментов монумент был доставлен на Рязанский проспект в ангар ЦНИИСКа. Реставраторам пришлось трудиться сутками. Легендарная скульптура покрылась толстым слоем грязи. Использовали специальные очистители, полироли. После обследования (каждый лист был просвечен рентгеном) выяснилось, что 250 из 6000 пластин, составляющих памятник, нуждаются в замене, еще какое-то количество — в реставрации. Больше всего пострадали руки и ноги, а также шарф. Старый каркас вообще пришел в негодность.
Пока реставраторы и их партнеры в поте лица трудились на Рязанском проспекте, поражаясь, как в 30-х годах без ЭВМ смогли просчитать каркас и обеспечить собираемость оболочки, в “Моспроекте-4” развернулась работа над новым постаментом. Он, по словам директора института, президента Союза архитекторов России Андрея Бокова, должен был стать таким, каким нарисован Иофаном: все отделочные материалы, окна, членение — максимально приближены к парижскому оригиналу. Новый пьедестал спроектировали как многофункциональный комплекс, в котором можно разместить музей, кинотеатр, магазины, кафе. Правда, его максимальная высота ограничилась 31,95 метра (на выставке в Париже — 37,5).
Дальнейшая судьба памятника оказалась непростой. То, что в Париже собрали за 11 дней, удалось восстановить лишь за шесть лет. При реставрации пришлось устранять старые ошибки. На родине “Рабочего и колхозницу” собирали в страшной спешке. Фрагменты скульптуры плохо подходили друг к другу. Тут и там обнаруживались гигантские щели, которые закрывали стальными заплатами. Теперь от них решили избавиться.
Но главные трудности реставрации были связаны с финансированием. Сроки завершения работ постоянно переносились. Власти Москвы обещали вернуть статую на прежнее место в 2005 году, затем в 2006-м, к юбилею шедевра... Город рассчитывал, что восстановление скульптуры и павильон-пьедестал оплатит инвестор, взявшийся за освоение подземного пространства под памятником. Но в итоге “спонсором” стал столичный бюджет.
Легки на подъем
...Идем по периметру стройплощадки, занявшей 8930 кв. метров. Общая площадь надземной части здания, являющегося пьедесталом, вполовину меньше. Превращать семиэтажную коробку в театрально-выставочный центр подрядчики проекта будут уже в следующем году.
По словам руководителя дирекции строительства Евгения Самоходкина, сборку скульптуры вели даже с опережением графика. Сам по себе монтаж оказался несложен, сродни конструктору. Поэтому главным было качество сборки.
На проектную отметку скульптуру устанавливали под утро, в свете прожекторов. Это породило слухи о том, будто реставраторы боялись, что “Рабочего и колхозницу” сглазят. В действительности синоптики дали неблагоприятный прогноз по ветру, который сделал бы невозможной эксплуатацию башенных кранов в течение суток, а то и двух. И рабочие получили команду ускориться, быстро разобрали ангар, где монтировалась статуя, и леса, чтобы успеть проделать подъемные манипуляции, пока не начался свистодуй. “Полет” 185-тонной скульптуры продолжался около часа.
Владимир ЖУРАВЛЁВ
Что скажете, Аноним?
[10:43 04 декабря]
[07:10 04 декабря]
[21:18 03 декабря]
09:50 04 декабря
09:40 04 декабря
09:30 04 декабря
09:20 04 декабря
09:00 04 декабря
08:50 04 декабря
08:40 04 декабря
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.