Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

“Ренессанс” идентичности и ее сувенир

[14:08 13 апреля 2012 года ] [ День, № 66-67, 13 апреля 2012 ]

Искусствоведы: причина популярности китча — в отсутствии эстетического воспитания и чувства национального достоинства.

Дарина — продавец сувениров на Андреевском спуске. На ее раскладке разложены сувениры на любой вкус и кошелек — от магнитиков до вышивок, от матрешек до шапок-ушанок советских времен. Женщина рассказывает, что сегодня все больше людей интересуются этническими, настоящими украинскими сувенирами — рушниками, вышиванками, керамикой, однако мода на матрешки и вещи советских времен все еще держится. “Иностранцы часто покупают что-то с советской символикой, они и до сих пор ассоциируют нас с той эпохой”, — объясняет женщина. Еще один продавец сувениров Александр работает на спуске уже 15 лет. За это время, рассказывает он, вкусы покупателей особо не изменились, разве что люди стали более придирчиво относиться к качеству изделий. “Одинаково покупают как писанки, так и матрешки, и еще, конечно же, вещи советских времен”, — объясняет Александр. Интересно, что матрешки на его раскладке преимущественно украинского производства. “Есть еще русские, маленькие и дешевые, а вот китайские мы на продажу не берем — очень низкого качества”, — объясняет продавец... Сегодня на рынке украинского сувенира сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на наличие в Украине большого количества талантливых художников, покупателям предлагают изделия сомнительного качества и происхождения. И главное —украинцы это активно покупают.

Одним из аргументов, — кстати, справедливым, — является низкая стоимость такой сувенирной “халтуры” по сравнению с авторским изделием. Но, как показывают многочисленные примеры, часто деньги — далеко не решающий фактор в выборе сувенира, здесь также должны сработать (или не сработать) эстетический вкус, художественная интуиция и знание собственной страны, ее истории. А если этого нет, то иностранные гости получают в подарок сомнительные изделия, которые имеют очень опосредованное отношение к Украине. Кстати, официальные структуры тоже не всегда уделяют нужное внимание выбору сувениров для иностранных делегаций и гостей. И это досадно. Ведь, как объясняет украинский искусствовед, научный сотрудник отдела декоративного искусства Института искусствоведения, фольклористики и этнологии (ИИФЭ) им. М. Т. Рыльского НАН Украины, Президент Украинской секции Международной ассоциации арт-критиков АИСА под эгидой ЮНЕСКО, Зоя ЧЕГУСОВА, “сувенир — это визитка страны, это наше лицо”.

“Нужно этому китчу объявить бой, потому что он заполонил и Андреевский спуск, и художественные салоны. Почему-то существует впечатление, что декоративно-прикладное искусство — это любительское искусство. А это искусство профессиональных керамистов, текстильщиков, художников стекла”, — уверена искусствовед. Популярность китча и некачественных сувениров пани Чегусова объясняет просто: “Причина — в отсутствии нужного эстетичного воспитания, моды на украинское, чувства национального достоинства. Да и, по-видимому, просто, нет сувенирной культуры”.

Следовательно, вопрос укорененного китча на сувенирном рынке и потребности в новой эстетике слой за слоем раскрывают значительно более глубокие общественные проблемы — отсутствие понимания и знания украинской истории и искусства, отсюда — отсутствие гордости за украинское и моды на него. Люди могут, но не хотят формировать собственный эстетический вкус, развивать в себе ощущение прекрасного. “Никто не воспитывает. Искусство не в почете. Нет государственной политики. Нет моды на высокое искусство. Музей декоративного искусства тоже не в почете, здесь нет сильного потока посетителей. Хотя разнообразные выставки изделий декоративно-прикладного искусства прививают вкус людям. Когда человек где-то видит красивые вещи, тогда к нему приходит осознание, что такое китч, а что такое искусство. Но нужно, чтобы было с чем сравнивать”, — объясняет Зоя ЧЕГУСОВА. По ее словам, “человек с натренированным на прекрасное глазом, никогда не приобретет тот “прикольный китч”, с которым уже время распрощаться”.

“Кажется, что люди, которые делают сувениры, меньше всех знают что-либо об Украине. Часто “украинские сувениры” производят в Китае. И это ужасно. Кто угодно может сделать что угодно и назвать это украинским сувениром”, — рассказывает “Дню” Владимир БАЛИБЕРДИН, глава секции декоративно-прикладного искусства Киевской организации Национального союза художников Украины, известный ювелир. Он считает, что причиной этого является отсутствие “умения ценить свое”. “Должна быть гордость за свою страну. Это самый большой вклад, который можно сделать в развитие Украины, — чувствовать себя украинцем и гордиться этим”, — объясняет пан Владимир.

В 2009 году Екатерина Качур и Богдан Гдаль запустили интернет-проект “Рукотвори”, посвященный народному искусству. Это журналистская инициатива, призванная заполнить информационный вакуум в народно-художественной сфере. На сайте можно найти около двух сотен профилей народных мастеров и контактной информации для связи с ними, а еще фотографии самых разных изделий. “Нужна информационная пропаганда хороших изделий народного искусства. О них знают единицы, которые интересуются этой сферой. О чем мы можем говорить, если даже в Киеве есть всего несколько магазинов, которые продают относительно хорошие изделия, но даже тот, кто в этой области разбирается, не всегда может найти их”, — объясняет Богдан Гдаль. По его мнению, по массовости и доступной цене авторское изделие, конечно, проигрывает массовому, но “невидимая эстетическая и энергетическая ценность такого изделия значительно выше, чем у тех вещей, которые привозят из Китая или делают ради коммерческой выгоды”. “В конце концов, даже элементарный магнитик можно сделать с пониманием символов и традиций, со вкусом”, — объясняет Богдан.

Впрочем, пока художникам невыгодно работать на сувенирный рынок — дорого и затратно по времени, а еще — сложная система реализации. “В последнее время я замечаю, что у людей возрос интерес к ручной работе, они ею интересуются — появились куклы-мотанки, писанки, но нет места, где все это реализовывать”, — объясняет Наталья БОРИСЕНКО, директор художественной студии “Художня майстерня”, художник прикладного искусства, член НСХУ. Как объясняет директор киевской фабрики “Сувенир” Оксана ШЕВЧЕНКО, “владельцу магазина выгоднее продавать всевозможную дешевую мелочь или дорогие вещи, а не украинские сувениры. Украинский сувенир не популярен и не моден, почему — не знаю”. Созвучно этому тезису и мнение Владимира Балибердина. “Магазины, в которых продаются сувениры, завалены всяким хламом. Найти среди огромной массы изделий то, что представляет именно Украину, просто невозможно. Есть сувениры подешевле и поярче, которые заслоняют собой то, что может представлять Украину. Здесь трудно выбрать и сориентироваться, даже если такие сувениры есть”, — говорит ювелир.

Несмотря ни на что, производство подлинно украинского сувенира медленно развивается, осталось сделать его модным и востребованным. “У нас всегда сувенир был очень богатым. Это могут быть лижныки, писанки, резное дерево, черная керамика. У нас очень сильное прикладное искусство, и я думаю, люди охотно бы это покупали”, — уверена Наталья Борисенко. О писанке как об одном из возможных сувениров говорит и Богдан Даль, и Владимир Балибердин. “Писанка — это пример того подлинно украинского сувенира, который лег на религиозный, исторический народный контекст, прижился и существует уже много лет. Можно сделать украинской сувенир на основе петрикивской росписи, ковроткачества, художественного стекла и т.п. Есть много примеров, которыми мы можем гордиться”, — подводит итог пан Балибердин. А Зоя Чегусова видит реальную возможность сделать массовыми и доступными именно авторские изделия: государство может заказывать их на кафедрах художественных вузов.

P.S. Во время открытия нового помещения посольства США в Украине глава КГГА Александр Попов вручил послу США в Украине Джону Теффту довольно неожиданное “изделие” декоративно-прикладного искусства — веник-оберег. В это же время, авторские работы многих талантливых художников остались без внимания.

Мария СЕМЕНЧЕНКО

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.