Одесский городской совет вернул названия части улиц, которые в рамках декоммунизации переименовал бывший председатель Одесской областной государственной администрации Михаил Саакашвили. Депутаты постановили, что улицы Валентины Терешковой (переименована в Героев Крут), Маршала Жукова (ранее получила название Небесной Сотни), а также Белинского, Бабушкина, Бирюкова, Гончарова, Обнорского, Бадаева, Богданова не подпадают под действие закона о декоммунизации. Также решили отказаться в Одессе от Гетманского переулка (бывший Правды, теперь — Вдохновения) и улицы Романа Шухевича (бывшая Ярослава Галана, теперь — Защитников Отечества). Почему в преддверии годовщины трагических событий 2 мая в городе дали задний ход декоммунизации, “Апострофу” рассказывает художник, одессит Александр Ройтбурд.
Является ли отмена декоммунизации в Одессе демаршем? Думаю, для этих пацанов, которые голосовали, это слишком сложное понятие. Происходит то, что большинство в Одесском горсовете — это патриоты бабла. Любая другая форма идентификации им просто непонятна и их раздражает. Непонимание того, что их судьба связана с судьбой страны. Хотя она, в принципе, и не очень связана у большинства из них. Для большинства из них страна — это ресурс.
В отмененном проекте декоммунизации был все же некий перекос в сторону универсального украинского мифа, в нем неоднократно ссылались на рекомендации Института национальной памяти. Было бы более органично создать некий диалог государственной мифологии с какой-то локальной, местной памятью — это гораздо лучше будет воспринято горожанами. Я предлагал ограничить переименование одесскими деятелями культуры. Они были увековечены, но на очень периферийных улицах. В то же время произошло вычеркивание Одессой того, что является святым для государства (той же “Небесной сотни”), произошло цепляние за советские культы. Какая сегодня может быть Валентина Терешкова с ее поддержкой аннексии Крыма? Это же враг нашей страны. Ее полеты в космос были давно, а эти события — сейчас. Этот человек поддержкой агрессии против Украины перечеркнул все то хорошее, о чем можно было бы помнить.
Ведь большинство горожан пассивны, и предложение обсуждать возможные варианты переименования улиц может привести к нагнетанию страстей между патриотической общественностью и апологетами “русского мира”. Большинство горожан очень консервативны, они привыкли жить на улице Валентины Терешковой.
Стоит отметить, что перед 2 мая идет очередное “раздувание” ситуации. Русская пропаганда пытается использовать какие-то советские метки, символы для дестабилизации обстановки. Сколько я помню, 10 апреля называлось Днем освобождения Одессы от немецко-фашистских захватчиков. В этом году слово “немецких” не упоминалось, а говорилось о фашистских и имелось в виду украинских, что мы — “фашистское” государство, которое захватило Одессу и оккупировало этот город. Такие настроения, конечно, подогреваются.
Наша контрпропаганда, по-моему, примитивна и неэффективна. Российская пропаганда гораздо профессиональнее, в нее вкладываются большие деньги. У нас не понимают ни важности этого всего, ни необходимости финансирования контрпропаганды, у нас не используются элементарные законы психологии. Именно поэтому украинская пропаганда сильно проигрывает российской.
Думаю, что у центральной власти есть способы как-то повлиять на эту художественную самодеятельность, которую развели в Одессе. Хотя, опять-таки, прежний проект по декоммунизации не был идеален. Я бы сильно его скорректировал.
Александр РОЙТБУРД, художник