Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Метод самоорганизации: есть ли альтернатива?

[09:03 16 октября 2009 года ] [ День, №186, 16 октября 2009 ]

История вряд ли имеет хоть один прецедент безразличного отношения определенного государства к школе, ведь в ее стенах, фактически, проектируется будущее каждой нации.

В демократическом обществе, к которому стремимся и мы, украинцы, организаторы и исполнители образовательного процесса пытаются генерировать методы цивилизованного развития человека, живо реагируя на педагогические инновации и инициативы.

А можно ли то же самое сказать об отечественной школе? И прежде чем ответить на этот сакраментальный вопрос, я ревизую мой 30-летний педагогический опыт, в том числе руководства школой на протяжении почти двух десятков лет — отрицаю: украинская школа гуманистически еще не созрела, поэтому желаемой социально-психологической и морально-этической силы ее выпускник еще не приобрел. Декларируя гуманистические ценности, современная школа продолжает авторитарно воспитывать учеников, вместо того, чтобы культивировать в их массе такую педагогику, которая была бы способна зародить продвижение молодого человека к социально-психологической самоорганизации. Поэтому не удивительно, что украинское образование почти за два десятилетия так и не услышало в свой адрес более-менее одобрительной оценки.

Безусловно, украинской школе небезразличны потери — интеллектуальные, моральные или, особенно, физические — своих учеников и выпускников. Но поиск ею оптимальной педагогики зашел кажется в тупик: человек как личностный феномен продолжает быть в школе вне образовательного процесса. За партой сидит ученик, но не личность. Как следствие — реальная жизнь, которая бурлит за окнами школы, со всеми ее достижениями и потерями, обходит самосознание растущего человека. Избавиться от этого пагубного стереотипа школе чрезвычайно тяжело, потому что она живет одной, пусть и двуединой, проблемой: преподаванием основ наук и проверкой их усвоения учениками. А построение жизнетворческого общения в молодежной среде, которая, собственно, и учит ученика жить среди людей, никого не интересует. Этот такой важный для полноценного развития молодой личности аспект школьной педагогики становится стихийно-ситуативным.

В чем же именно задолжала перед ученичеством школа? Недовольства по большей части раздаются относительно недостаточного уровня воспитания молодых людей и их слабой обученности элементарным жизненным правилам, не говоря уже о поверхностном усвоении ими знаний основ наук.

Жалобы родителей, например, сводятся к одной и той же проблеме: не так, мол, и не тому деток наших учит школа. Учителя также жалуются: не усваивают ученики науку! То ли учебного материала не понимают, то ли — самого смысла жизни. Тогда педагогика бессильна перед детьми? Где же наш учитель-педагог? А что, кстати, можно сказать о нем самом? Лучше — ничего.
Я учитель. Вся жизнь — в школе. Вижу ее изнутри и ощущаю сердцем. Болит оно от нерадостного — и услышанного извне, и того, что видит в ней само. И понимаю: школа не должна обесславливаться! Ведь учитель демократически обновленной Украины и как человек, и как профессионал имеет право на применение такого педагогического метода, который тяжелый его труд сделал бы творческой деятельностью наивысшего призвания.

Однако подобного метода наша педагогическая система не имеет. Скажу точнее — не хочет иметь. Перспектива презентации оригинального педагогического метода отбрасывается каждый раз высокими педагогическими кабинетами. Ученые господа не могут понять, что ученик — не враг сам себе. И если делает что-то не так, тупо ломает свою или чью-то еще судьбу, либо просто к ней безразличен, то это означает только одно: по-другому, благородно, действовать не умеет. Не учит его школа свое несовершенство преодолевать. Следовательно, “реабилитировать” школу может только метод, при помощи которого она могла бы научить молодых украинцев сознательно строить свою судьбу, непременно — производительной, радостной и счастливой. И святой долг школы — помочь человеку именно в этом, а не, по большому счету, в усвоении основ наук как самоцели. Но достичь этого, не сомневаюсь, можно только после решения проблемы нахождения адекватного педагогического способа жизни школы, который научил бы ее учеников дорожить не просто жизнью, а каждым мгновением ее самостоятельной перестройки. Или, может быть, официальная педагогика имеет альтернативу активации личностных сил молодого человека в Украине? Хотелось бы об этом узнать.

Николай АВЕРИН
педагог и практический психолог, победитель Всеукраинского конкурса на лучшую модель ученического самоуправления, автор Концепции самоорганизации личности, Мелитополь, Запорожская область
 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.