В октябре 2015 года издателем российской версии Forbes стала компания Artcom Media Group (ACMG), принадлежащая бизнесмену Александру Федотову. Журнал с безупречной репутацией был продан немецким издательским домом Axel Springer при неблагоприятных обстоятельствах. В сентябре 2014 года Госдума приняла закон, ограничивающий долю иностранцев во владении российскими СМИ до 20%. Издатели Forbes долго не могли определиться с покупателем, а в итоге остались только с одним вариантом: журнал достался предпринимателю, для которого медиа — не основной бизнес. Федотов уже заявил, что в Forbes слишком много политики. При этом его издательский дом Artcom Media Group известен на рынке задержками зарплаты и непрозрачной бухгалтерией. О подробностях этой странной сделки рассказывает специальный корреспондент “Медузы” Илья Жегулев (он работал обозревателем в русском Forbes с
Когда в 2003 году один из крупнейших медиахолдингов мира — издатель самой популярной в Германии газеты Bild — Axel Springer International решил прийти в Россию, это представлялось как качественно новый шаг в развитии местного рынка СМИ. Холдинг получил лицензию на выпуск в России еженедельника Newsweek (его назвали “Русский Newsweek”) и российской версии журнала Forbes. Главным редактором русского Forbes был назначен Пол Хлебников — известный американский журналист и автор нашумевшей книги о Борисе Березовском.
“То, что российский рынок готов к появлению такого издания, — один из признаков выхода российского бизнеса на новый, более цивилизованный этап развития, — писал Хлебников, представляя первый номер Forbes. — Рискуя здесь своими средствами и имиджем, немецкие и американские участники проекта „
Хлебников был уверен, что в России Forbes станет независимой силой, не связанной с
Однако Forbes действительно задавал высокие стандарты российской деловой журналистики, наряду с другими мощными и состоявшимися изданиями — “Ведомостями” и “Коммерсантом”. А после того, как “Русский Newsweek” закрылся в октябре 2010 года
После Хлебникова Forbes возглавил журналист Максим Кашулинский, при котором журнал прославился, например, скандальным расследованием бизнеса Елены Батуриной, жены мэра Москвы Юрия Лужкова. Весной 2011 года главным редактором русского Forbes была назначена Елизавета Осетинская (Кашулинский ушел в Slon.ru), три года до этого проработавшая главредом газеты “Ведомости”. При ней в журнале появился рейтинг “Короли госзаказа”, стало ощутимо больше расследований. В декабре
Одновременно, в середине и второй половине нулевых, в России происходил плавный передел
В сентябре 2014 года в Госдуму был внесен законопроект, который предлагал ограничить 20% доли иностранного капитала в любых СМИ, включая печатную прессу и
Изданиям с иностранным капиталом дали срок до февраля 2016 года на то, чтобы поменять структуру собственности и избавиться от контроля иностранных владельцев (с 2017 года закон начнет действовать и в отношении российских собственников СМИ, которые контролируют их через офшоры). Необходимость ограничений законодатели, особо не мудрствуя, объяснили “информационной войной”, которую Запад на фоне украинских событий может вести через российские СМИ, принадлежащие иностранцам.
Как рассказывает источник в “Аксель Шпрингер Раша”, сначала в головном офисе компании в Берлине решили пойти
В середине июня 2015 года собственники окончательно определились, что надо готовить издательский дом к продаже. Сроки задали жесткие — до октября. “Сделки такого масштаба за такие сроки или не делаются, или делаются отвратительно”, — разводит руками один из высокопоставленных сотрудников издательского дома. Сопровождать сделку доверили международной аудиторской компании Pricewaterhouse Coopers (PWC), но поначалу инвесторов искали сами. Источники на рынке говорят, что первым делом переговорщики пошли к бывшему министру финансов России Алексею Кудрину, основателю компании “Рольф” Сергею Петрову и основателю компании “Билайн” Дмитрию Зимину. Каждый из них отказался от покупки. Потом в дело вступили представители PWC, которые уже сами стали предлагать купить Forbes заинтересованным предпринимателям — и согласовывать желающих из их числа с издательским домом. Сформировался круг из пяти потенциальных кандидатов. Это были Демьян Кудрявцев, Григорий Березкин, Борис Белоцерковский, Рубен Варданян и Александр Федотов.
Бывшего гендиректора издательского дома “Коммерсант” Демьяна Кудрявцева сразу вычеркнула из списка гендиректор “Аксель Шпрингер Раша” Регина фон Флеминг (бывший корреспондент Der Spiegel в России, “Аксель Шпрингер Раша” возглавила в
Против совладельца “Комсомольской правды” Григория Березкина, в свою очередь, выступил главный редактор российского Forbes Эльмар Муртазаев: близость Березкина к
Бывший владелец сети игорного бизнеса Ritzio Entertainment Борис Белоцерковский интересовался сделкой, вел переговоры, однако, по словам источника, спрашивал о “черной кассе” журнала, притом что его бухгалтерия всегда была безупречной.
В итоге остались два финалиста — участник первой сотни российского Forbes, основатель инвестиционной компании
В итоге “Аксель Шпрингер” остался один на один с инвестором, о котором участникам переговоров было известно меньше всего.
Дизайн, ремонт под ключ
Вход в офис компании Artcom Media Group Александра Федотова легко не заметить — он находится в глубине дворика неприметного, видавшего виды дома на Саввинской набережной. Зато внутри —
Федотов любит красоту, и его вкусу доверяли многие известные люди. Вся его карьера так или иначе была связана с дизайном и архитектурой. В сентябре 1990 года выпускник физтеха и двое его товарищей по институту организовали маленькую фирму
Параллельно он стал дилером компании Olivetti. Федотову не пришлось заниматься раскруткой бренда — это произошло до него. Итальянский производитель кассовых аппаратов и калькуляторов достаточно смело вошел на советский рынок, впервые в Союзе разместив рекламу не
Именно в том домике на Саввинской набережной, где теперь располагается издательский дом Artcom Media Group, Федотов снял помещение для офиса своей дилерской компании “Олирос”. Как рассказывалсам Федотов, Olivetti в то время предлагали клиентам автономный кассовый аппарат, который был внесен в реестр разрешенных в России: “Ввели правило все продавать через кассу, а тогда еще не было российских касс, которые могут работать с аккумулятором. И мы начали производство. Но это не очень продвинулось”.
На Саввинской набережной обосновались и две другие компании Федотова, занимавшиеся дизайном и ремонтов домов. Все дизайнерские компании позже были объединены в холдинг Art Trading Group, который специализировался на эксклюзивном дизайне домов.
В начале нулевых Федотов решил завязать с перепродажей техники — и одновременно заняться
В начале
Вместе с Саблиным и Светаковым Федотов стал соучредителем некоммерческого партнерства “Жуковка XXI”. По данным базы СПАРК, Федотов также числился владельцем зарегистрированного в Подмосковье “Юридического информационного бюро”, а управляющей компанией этого бюро владел Саблин — через цепочку других фирм. В нулевые Саблин занялся политикой, избрался депутатом Госдумы, вступил в “Единую Россию”, а в 2014 году он стал соучредителем движения “Антимайдан”.
Связи помогли Федотову и его компаньонам преуспеть не только в скупке земель. Федотов занимался отделкой дворца руководителя Ингушетии в Магасе, одного из залов Дома правительства Московской области; кроме того, сотрудники, работавшие у Федотова, упоминали, что переделывали кабинет Бориса Громова и даже частично декорировали резиденцию
Глянец и бедность
Федотов, казалось бы, должен был серьезно разбогатеть на этих проектах. Однако, по официальным данным, все компании, записанные на Федотова, были либо убыточными, либо работали с минимальной прибылью. В этих стесненных условиях ему
Медиахолдинг Федотова Artcom Media Group — тоже про стиль. В него входят журналы о моде, дизайне и образе жизни — SNC, Port, Numero, Object, Golf Digest, Interni и Exterieurs Design. В
В последние годы Ксения Собчак — главный журналист для Федотова. С
После ухода Собчак из SNC в более респектабельный L’Officiel в оставленном ей журнале все стало
Другой фотограф, Алекс Бальцевич, рассказывает, что стандартная задержка по выплатам для издательского дома —
Ксения Собчак в беседе с “Медузой” была более сдержана в оценках: “Саша [Федотов] — человек порядочный, и я ему полностью доверяю. В журнале L`Officiel были точечные задержки зарплаты пару раз, но в итоге всегда все оплачивалось. А про SNC тут, скорее, доброжелатели злословят. Я могу сказать только одно: Федотов — он как Ланнистер, всегда платит свои долги. И он реально содержит и развивает огромный медиапроект”.
Тем не менее, в издательском доме большая кадровая текучка. “Много хороших ребят ушли. Они рассказывали, что для того, чтобы тебя заплатили положенное, нужно еще обосновать, мол, зачем деньги тебе нужны”, — удивляется фотограф Бальцевич. Для медиарынка это не очень стандартная ситуация. Например, как вспоминает фотограф Черный, в Sanoma Magazine ему заплатили гонорар за два месяца до выхода журнала, а в Elle есть договор, гарантирующий выплату гонораров в течение 20 дней. Никаких подобных договоров в Artcom Media Group нет.
С официальными договорами и “белыми” зарплатами в издательском доме вообще проблема. Вот как описывает процесс получения зарплаты один из сотрудников нового проекта издательского дома — ACMG Digital: “Вечером
“Что творится в „Арткоме“ — не секрет, об этом говорит половина Москвы из тех людей, которые так или иначе соприкасаются с медиа, — рассказывает другой бывший редактор одного из изданий группы Федотова. — Выплатой зарплаты в конвертах сейчас не удивишь — ладно, хорошо, что эти деньги вообще выплачиваются. Но это не про Artcom. В этом издательском доме задержка сотрудникам редакций в два месяца — стандартная ситуация. А о фрилансерах — фотографах, визажистах, стилистах, авторах, иллюстраторах — уж и говорить не приходится. Таких найдется около сотни”.
Бывший редактор отмечает: мало кто из работников “Арткома” оформлен по трудовому договору. Бывшая сотрудница SNC Елена Ушакова, когда уволилась в декабре 2014 года, части денег так и не дождалась. “Это порядка 40 тысяч рублей, — говорит она. — Я долго ждала их, но потом поняла, что это уже бесполезно — и моя рабочая почта была удалена сразу после написания заявления”. По словам Ушаковой, при Собчак зарплаты тоже задерживали, но она постоянно ругалась за них с руководством, и у нее все же получалось деньги выбивать. Когда Собчак ушла из SNC, все стало гораздо хуже.
“Некоторые из ушедших пробовали жаловаться, — рассказывает другой ушедший продюсер из SNC. — Но ведь трудовых договоров нет, будто ты и не работал там вовсе. Ну и что, что твое имя написано в журнале? Где доказательства? Отдел кадров говорит, что у них нет ни одного заявления от трудовой инспекции. Но в это не верится”. Бывшая сотрудница рассказывает, как ее коллегу уволили по сокращению штата, не выплатив ни задолженности по зарплате, ни тем более дополнительных окладов. Когда дело через пару месяцев дошло до суда, руководство согласилось на невыплаченную за несколько месяцев зарплату и два оклада. “Но всех денег в итоге не дали, пригрозив девушке: „Возьмешь — пожалеешь и можешь распрощаться с карьерой. Сделаем так, что тебя никуда не возьмут“. Подумав, девушка от положенных по сокращению выплат отказалась”, — рассказывает знакомый с этой историей бывший редактор SNC.
Многие бывшие сотрудники Artcom Media или просто отказываются разговаривать, или готовы делать это только на условиях анонимности. На вопрос, почему люди так себя ведут, ответила бывший продюсер одного из изданий Федотова, которой по долгу службы не раз приходилось общаться с предпринимателем напрямую и наедине: “Человек — словно бандит из
Быстро растущая медиагруппа
Источник в “Аксель Шпрингер Раша” рассказывает, что Регина фон Флемминг и все остальные участники сделки не знали о финансовом положении Федотова. Перед сделкой обычно всегда проводится due diligence — всестороннее исследование деятельности компании покупателя, чтобы оценить его финансовую состоятельность. Но в Axel Springer, равно как и в Forbes Media (это американский правообладатель лицензии на издание Forbes в других странах мира), решили на этой процедуре сэкономить. Аудиторы из PWC могли бы сделать это за отдельные деньги и в дополнительное время, но и того, и другого было в обрез.
При этом даже финансовые показатели активов Федотова, представленные в открытых источниках, не вызывают оптимизма. “Арт трэйдинг контракт” (основной бизнес Федотова, занимающийся дизайном и отделкой), по данным СПАРК, в 2013—2014 годах при ежегодной выручке в 1,1 миллиона рублей показал убытки в 0,8—0,99 миллиона рублей. Издательский дом Artcom Media тоже демонстрирует убытки в 35,96 миллиона рублей в
Внутренняя ситуация в издательском доме Федотова тоже была неизвестна до подписания соглашения, рассказывает источник, близкий к переговорам. Все вскрылось слишком поздно, уже после подписания трехстороннего соглашения между Федотовым, Axel Springer International и Forbes Media. До участников сделки стали доходить слухи о том, что происходит в Artcom Media; на Регину фон Флемминг это оказало тяжелое впечатление. Положение в издательском доме говорило о двух вещах: или у Федотова не было денег и
Как рассказывают три источника в редакции Forbes, Регина фон Флемминг решила отказаться от обещанного ей Федотовым пакета в 20% акций ИД и попыталась отменить сделку. Формальные возможности для этого были. У американского владельца лицензии Forbes был месяц на то, чтобы передать лицензию, и в случае каких-то форс-мажорных обстоятельств он мог отказаться это сделать. На это и рассчитывала фон Флемминг. Она буквально начала бить в набат, оповестив о финансовом положении Федотова и американцев, и немцев. И вроде бы даже нашелся альтернативный покупатель — за ту же сумму “Аксель Шпрингер Раша” был готов купить основатель сети автосалонов “Рольф” Сергей Петров, бизнесмен с прозрачной репутацией, не замеченный в особых отношениях с властью. Предприниматель, отказавшийся от покупки в ходе первых переговоров, к осени 2015 года “созрел” — и хотел спасти издание (Сергей Петров отказался комментировать эту информацию, а его представитель Светлана Браницкая посоветовала “не доверять слухам”).
Однако, как рассказывает знакомый с ситуацией источник, Axel Springer International абстрагировался от ситуации. По большому счету, немцам было все равно: на их репутации дальнейшее будущее русского Forbes отразиться не могло — в отличие от Forbes Media, которые рискуют своим брендом. Американцы взяли время подумать и по окончании месячного срока просто передали лицензию на издание российского Forbes Федотову. Как ему удалось убедить американцев, остается загадкой.
Регина фон Флеминг уволилась раньше положенного срока, ее место заняла бывший издатель L’Officiele Наталья Гандурина. Фон Флемминг отказалась от
Последнего больше волновало сохранение независимой редакционной политики. Дело в том, что Федотов успел дать РБК интервью, в котором он заявил: ему не нравится, что Forbes столько места “уделяет политике”. Бизнесмен обещал исправить ситуацию. Позже в разговоре с сотрудниками издания Федотов объяснил, что его просто неправильно поняли. Но Муртазаев, как рассказывают близкие к нему сотрудники издания, все же попытался подстраховаться. Он написал письмо в американскую
Сам Федотов от любых комментариев “Медузе” отказался. “Мы не намерены комментировать вопросы, присланные вами, равно как и внутреннее устройство
Я задал вопрос официальному представителю Forbes Media Мии Карбонелл, почему не проводился due dilegence активов Федотова, а также не смущает ли ее то, что происходит с “черными” зарплатами и с финансированием в его издательском доме. Спросил и о том, не боится ли Forbes Media, что репутация “плохого парня” Федотова может отразиться на репутации всего Forbes. Ответ поступил такой: “Artcom Media — быстро растущая медиагруппа, ей принадлежат издания в России и Германии. Господин Федотов и его команда продемонстрировали, что способны добиться успеха на различных рынках. Мы уверены, что нашими партнерами стали люди, которые смогут обеспечить соответствие Forbes всем стандартам качества”.
Илья ЖЕГУЛЕВ
Что скажете, Аноним?
[16:52 23 ноября]
[14:19 23 ноября]
[07:00 23 ноября]
13:00 23 ноября
12:30 23 ноября
11:00 23 ноября
10:30 23 ноября
10:00 23 ноября
09:00 23 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.