Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Донбасс и “Нація”. Поверх барьеров

[09:18 27 мая 2013 года ] [ Зеркало недели, № 18, 24 мая 2013 ]

На фоне затянувшейся “антифашистской” истерии и под аккомпанемент сезонного обострения исторических дискуссий (которые в наших условиях неизменно доходят до вопроса: кто же и кому стрелял в спину в карпатских лесах?) в Донецке показали “Націю”.

Это спектакль Ивано-Франковского музыкально-драматического театра им.И.Франко на основе трех историй Марии Матиос.

Скандала или провокации не случилось. Получились вполне успешные гастроли с переполненным тысячеместным залом и овациями. И с Людмилой Янукович в качестве почетной зрительницы.

Артисты из Ивано-Франковска во главе с режиссером Ростиславом Держипильским и писательницей Марией Матиос, похоже, именно к такому мирному исходу оказались более всего не готовы.

Судя по их лицам, они ожидали чего угодно. “Антифашистов” в спортивных костюмах. Пикетов и скандирования под зданием театра. Свиста и криков. Пустого зала.

Но не ожидали оваций. Потому по окончании спектакля, кроме радости, иной раз проглядывало испуганное недоверие: неужели это — правда? Неужели это — Донецк?

Хочется надеяться, что после визита западноукраинского коллектива в Донбасс, пресловутый украинский “раскол” стал чуть меньше. Просто потому, что теперь меньше людей верят в его существование.

История появления труппы из Ивано-Франковска в Донецке имеет достаточно забавный сюжет. Все знают, куда порой ведет дорога благих намерений. Но мало кто задумывается, что многие добрые начинания рождаются порой не из самых лучших побуждений — страхов, гордыни, злословия.

В интервью “УП”, опубликованном 28 марта, Мария Матиос заявила: “Театральные постановки по моим книгам уже два года не пускают в Донецк! В Польше были, в Америке и Канаде были, в других городах Украины были, а в Донецке, видите ли, все театральные площадки заангажированы и выкуплены на два года вперед… Это же не культуры касается, правда, это негласный запрет на приезд театра?”.

Ее слова, похоже, задели “региональный патриотизм” имеющего скандальную славу нардепа Николая Левченко. Донецких в чем только не обвиняли. Но в таком — никогда! 

Итак, два депутата — Мария Матиос и Николай Левченко — встретились в кулуарах Рады. Видимо, для выяснения отношений. Остается только догадываться, какой диалог состоялся между ними.

Но это оказался тот редкий случай, когда в споре родилась истина. Более того, это одна из немногих парламентских дискуссий, по итогам которой принято хоть какое-то конструктивное решение.

Участники встречи нашли только один способ узнать, стоит ли в Донецке показывать “Націю”, — показать ее.

Надо сказать, обе стороны к болезненной теме подошли серьезно. Матиос загодя предупредила: труппа едет в Донецк, мол, если что, знайте, где нас искать”.

Левченко же призвал на помощь земляков. Через сохранившиеся связи в городском совете Донецка вышел на нескольких крупных операторов наружной рекламы, согласившихся помочь с раскруткой спектакля. 

Была ли в том нужда — вопрос открытый. Спектакль и без того вызвал интерес. Аншлаг в зале прекрасно это доказал.

Интерес, конечно же, был вызван не только желанием посмотреть резонансную постановку. Многим важно было узнать, можно ли в Донецке показывать “Націю” как произведение полемическое, полное болезненной, не всеми понимаемой и принимаемой тематики.

Практика показала — можно. Историческая правда, переданная языком искусства, а не политических лозунгов, отторжения не вызывает.

Главным образом потому, что эти два языка имеют разную и почти не пересекающуюся аудиторию. 

Люди, верящие россказням о “стрелявших в спину дедам бандеровцах”, в театры не ходят. Равно как и в музеи с библиотеками.

Люди, пудрящие другим мозги страшилками о тех же демонизированных “бандеровцах”, в учреждениях культуры —тоже гости редкие.

И напротив — тот, кто открыт для восприятия разных мнений, суждений и взглядов, не склонен слепо верить агитационным формулам. Не склонен полагать свое мировоззрение единственно верным.

Луганский ветеран НКВД, звезда Youtube, до сих пор с гордостью вспоминающий, как он и его сослуживцы в Западной Украине “ловили, сажали в вагон и всех их, подлецов, — в Сибирь!” в театр на такой спектакль просто не пошел бы. Вряд ли он испытывает потребность в соучастии, за которым приходят остальные зрители.

Особенность книг Матиос — в том, что изображенная ею послевоенная Западная Украина — не дуальная, плоская и двумерная. В трех историях “Нації” нет терминатора, разделяющего хороших своих и плохих чужих. Там есть живые люди. Разные, но одинаково уставшие от бесконечного кровопролития.

Герои мучаются сомнениями. Они вынуждены выбирать между достоинством и выживанием. Между верностью присяге и голосом крови. Между покорностью и смертью.

Режиссер Ростислав Держипильский убедительно воплотил эту тему на сцене. Его постановка разительно отличается от того, что предлагают публике некоторые местные труппы. Отличие в подходах, мышлении, режиссуре было заметно не только тонкому ценителю, но и обычному зрителю.

Но эта “разность” удивительным образом подчеркивала единство. 

“Нація” была принята в Донецке благосклонно, потому что это — не политический манифест. Это рассказ о людях, понятный другим людям, способным к сопереживанию. 

Вообще, артисты из Ивано-Франковска совершенно напрасно опасались ехать в Донецк. Неужели забыли, кто дал их “Нації”, пожалуй, самую лестную публичную оценку?

Если забыли, напомним. Это был донецкий балетмейстер Вадим Писарев. Во время гастролей по Западной Украине (в рамках проекта “Восток—Запад” при поддержке Людмилы Янукович) артисты его театра не только выступили перед тамошней публикой с балетами “Пер Гюнт” и “Тысяча и одна ночь”, но также посмотрели спектакли коллег.

В Ивано-Франковске наши артисты смотрели как раз “Націю”. И именно Писарев первым открыто заявил, что эта работа заслуживает Шевченковской премии. “Я считаю, что это —успешный национальный проект, заслуживающий награды — там присутствует истинный национальный дух. Например, наши артисты балета были на этом спектакле. И, представьте, они плакали! Ушли после просмотра все в слезах. А это не мелодрама! И чтобы артиста балета таким вот образом “разбудить”, нужно быть по-настоящему талантливым и профессиональным”, — искушенный худрук Донецкого театра оперы и балета не скупился на комплименты.

С такими рекомендациями можно было смело ехать в Донецк, где авторитет Писарева безупречен не только среди заядлых театралов. 

Тем не менее, ответного визита артистов с Запада пришлось ждать долго. Три года понадобилось, чтобы по культурному мосту между Востоком и Западом началось двухстороннее движение. 

Любой, кто мечтает о гражданском единстве, может теперь самостоятельно рассчитать, сколько времени понадобится для нахождения общего языка представителям куда более косных социальных групп. Но главное — есть наглядное доказательство того, что вопрос преодоления взаимного неприятия лежит не в плоскости политики, экономики, языка. Это исключительно вопрос времени.

И когда оно придет, многие с радостью сделают для себя то же открытие, которое сделали вечером 22 мая Мария Матиос, Ростислав Держипильский и актеры Ивано-Франковского театра.

Это новое знание с меткостью, достойной мастера слова, выразила Матиос: “У нас сегодня праздник. Мы преодолели барьер, которого, как оказалось, не было”.

Евгений ШИБАЛОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.