Какого числа могут произойти радикальные изменения в правилах политической игры — столь страстно желаемые теми, кто исключен из системы власти, и полностью неприемлемые для ее нынешних обладателей? Некоторые говорят о 13-м, другие указывают на 31-е. Предсказания — неблагодарное занятие, особенно в генерирующих неопределенность российских условиях. Но эти же условия абсолютно не исключают самой возможности радикальных изменений, в чем сейчас убедились — к своему удивлению и разочарованию — представители московского городского истеблишмента. Причем от происходящего с ними не застрахована ни одна группа внутри российской властвующей элиты.
13-е
Для представителей либеральной и демократической оппозиции час икс может настать 13-го. Создавая недавно предвыборную коалицию с Михаилом Касьяновым, Владимиром Рыжковым, Владимиром Миловым и рядом других политиков, Борис Немцов сделал особый акцент на этом числе. Если планам по регистрации новой демократической партии не дадут осуществиться, “тогда мы выйдем на площадь отстаивать 13-ю статью Конституции, которая гарантирует гражданам право на создание партий, а 13-е число есть в каждом месяце” (cт. 13 Конституции, в частности, гласит: 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие; 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; 3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность). По этой логике критерием наступления новых времен является защита конституционного права на политическое и идеологическое многообразие: все изменится, как только в России вновь можно будет свободно создавать и регистрировать политические партии, а значит, и придавать существующим конфликтам и противоречиям парламентское измерение. На смену нынешним “византийским” придут правила игры парламентской демократии.
31-е
Для представителей еще более радикальной — если судить по акценту на методах прямого действия (в отличие от парламентской борьбы) — оппозиции, вошедших в объединение “Стратегия-31”, в качестве символа новых времен выступает последнее число (не каждого) месяца. В основе этого символа — тоже ассоциация со статьей Конституции, 31-й, которая закрепляет “право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование”. Если мыслить в данных категориях, то первым шагом к радикальному изменению российского политического ландшафта является обеспечение свободы собраний — все остальное приложится. Альтернатива существующему порядку видится в принципах прямой демократии.
Красные дни календаря
Следуя этой логике проведения параллелей между днями календаря и статьями Конституции, радикальные перемены могут произойти едва ли не в любой момент. Прав на бумаге у российских граждан много, но вот с их применением и защитой постоянные проблемы. Кандидатом на статус часа икс вполне может стать и 20-е число: право на жизнь и безопасность закреплено в 20-й статье Конституции. Его считают исключительно важным для себя почти две трети россиян — и в то же время почти треть чувствуют себя ущемленными в этом праве (см. таблицу). Или, например, 23-е и 25-е числа, символизирующие непростую ситуацию с реализацией россиянами прав на неприкосновенность личности и жилища. Практически невозможно придать календарное измерение сложностям с защитой других важных прав, например на бесплатное образование, медицинское обслуживание или на собственность. Григорианский календарь оказывается для них просто тесен.
32-е
Делая свое открытие относительно 32-го мая, барон Мюнхгаузен исходил из того, что людям будет подарен лишний день весны, который можно провести в обычных для этого времени года занятиях: прогуливаясь под солнцем, говоря о любви и т. д. “32-е число” политического календаря имеет иной смысл. Оно должно олицетворять начало жизни по другим, совершенно новым принципам. Фигурально выражаясь, 32-е и все последующие числа можно политически прожить совершенно не так, как стало привычным. Не случайно радикальные изменения политической системы, начиная с французской революции 1793 г., зачастую сопровождались введением нового календаря.
Несмотря на то что час икс ввиду наличия множественности точек напряженности может состояться едва ли не в любой день, остается открытым вопрос о глубине и степени радикализма возможных изменений. Насколько вообще обоснованы смелые мечты тех, кто лишен власти, и опасения других, ею обладающих? Не окажется ли 32-е число лишь повторением будней, трагическим или фарсовым?
Для ответа на этот вопрос, в частности, требуется знать, можно ли уменьшить зависимость бизнеса и населения от власти, принимая во внимание “властецентричный” характер общества (Пивоваров Ю. С. Русская политическая традиция и современность. Москва: ИНИОН РАН, 2006). Во властецентричном обществе усилия по укреплению “вертикали власти” оказываются уместными, если не сказать естественными, учитывая невозможность организовать совместную деятельность людей — на рынке или при решении повседневных проблем — без опоры на власть и ее административные ресурсы (например, на основе доверия или разделяемых всеми ценностей, облегчающих спонтанное достижение согласия). Без привлечения власти в таком обществе нельзя ни “разрулить” бизнес-конфликты, ни противостоять пожарам на торфяниках или даже в соседнем селе. В науке этатизм, или “приписывание государству роли творца истории, социальной жизни и цивилизации” (см., например, статью Валерия Фадеева “Инфантилизм интеллектуалов”, “Ведомости” от 7.06.2008), тоже традиционно имеет значительно больше сторонников и большее влияние, чем антиэтатическая мысль.
Если 32-го числа общество останется властецентричным, то все будет зависеть от взявших “рычаги власти” в свои руки лиц. Тогда каковы гарантии того, что пришедшие в результате возможных радикальных изменений люди не станут вскорости воспроизводить ту же самую модель власти, против которой они столь яростно боролись в период “до 32-го числа”? Российская история богата примерами подобной трансформации, или, используя лексикон французской революции, термидора. Здесь и большевики, начинавшие с уничижительной критики царизма и закончившие, как констатировал уже во второй половине 30-х гг. Лев Троцкий, превращением в “зловещую фигуру повелителя с большой палкой в руках”.
Аналогичный термидор пережили и реформаторы-либералы, пришедшие к власти в начале 90-х гг., с тем лишь отличием, что большой палкой в их руках становится не ГУЛАГ, а рынок с контролируемым входом, окруженный административными барьерами. Демократические лозунги очень быстро стали лишь прикрытием усилий по сохранению власти “семьи” и взращенных ею посредством схем “займы в обмен на акции” представителей крупного бизнеса, “олигархов”. Представители нынешней власти только расширили практики по превращению рынка в ресурс власти и стали применять их более систематическим образом. Да и откуда взяться в России людям, которые бы с молоком матери не впитывали принципы, обеспечивающие непрерывное воспроизводство превалирующей модели власти?
Антон ОЛЕЙНИК
Что скажете, Аноним?
[22:06 17 декабря]
[20:36 17 декабря]
[07:00 17 декабря]
19:30 17 декабря
19:20 17 декабря
19:10 17 декабря
19:00 17 декабря
18:50 17 декабря
18:40 17 декабря
18:30 17 декабря
18:00 17 декабря
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.