Однако выгоды от этого они пока не ощутили — потенциальные потребители хотя и понимают необходимость модернизации металлургических комбинатов и переориентации на лучшее качество продукции, но на приобретение нового оборудования у них сегодня нет средств. В стремлении выжить предприятия вынуждены принимать непопулярные меры: от сокращения рабочей недели — до массовых увольнений.
Машиностроители сдают позиции
В конце ноября крупнейший украинский производитель и экспортер оборудования для металлургии - Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ) — прекратил отгрузку и производство продукции для украинских заказчиков, среди которых “Азовсталь”, “Запорожсталь”, Полтавский горно-обогатительный комбинат. Причина очевидна: комбинаты не могут расплатиться за уже выполненные работы по контрактам. Поставки украинским предприятиям составляют не более 20% от общего портфеля заказов НКМЗ, к тому же завод не брал кредитов в этом году — однако и ему не удалось избежать влияния кризиса: по слухам, краматорский гигант готовится к крупным кадровым сокращениям.
Дело в том, что осваивать европейский рынок наши машиностроители не могут, хотя западные металлурги еще сохраняют платежеспособность. Покупать украинское, пусть относительно недорогое, оборудование европейские комбинаты не спешат: качеством пока не дотягиваем. Основное направления экспорта для отечественного машиностроения — Россия, а северному соседу сейчас тоже тяжело. Экономический кризис уже привел к остановке доменных печей на Магнитогорском и Новолипецком меткомбинатах, на предприятиях Evraz Group, сократили производство из-за снижения цен и спроса на сталь “Мечел”, “Северсталь”, Трубная металлургическая компания. Судя по всему, российские металлурги вслед за украинскими сворачивают инвестпрограммы, а отечественные машиностроители теряют основной рынок сбыта. “Предприятия Российской Федерации (а это 70% нашего экспорта) остановили подписание новых контрактов, как и производство по ранее заключенным договорам”, — констатирует финансовый директор ОАО “Днепропресс” Виталий Загудаев.
В Днепропетровске сосредоточено сразу несколько некогда передовых предприятий ГМК и машиностроения. Ситуация в городе потомственных заводчан, мягко говоря, печальная. С октября ГХК “Днепровский машиностроительный завод” остановился из-за отсутствия заказов. На ОАО “Днепротяжмаш” зарплаты снижены на 40%, планируется сокращение двух из семи тысяч работников. Днепропетровский метзавод им. Петровского работает по трехдневному графику и тоже ожидаются увольнения. Вот и “Днепропресс” с ноября перешел на четырехдневку, и хотя задолженность по оплате труда за сентябрь и октябрь составляет около 5 млн. гривен, однако рабочих здесь не увольняют, а размер зарплаты не уменьшается.
Кризисный пресс
“Решение проблемы с задолженностью перед коллективом реально — это зависит только от получения оплаты за уже выполненную работу. На сегодняшний день не оплачена, но отгружена наша продукция в Узбекистан (заказчик — “Узхлопкопром”) на сумму 400 тыс. долларов, находится в производстве заказ для индийской компании BHEL стоимостью два миллиона долларов. Но деньги на завод не поступают”, — сокрушается Загудаев.
Потребители в Узбекистане не смогли заплатить “Днепропрессу” из-за обвала валютного рынка — в стране прекратилась продажа валюты. Сегодня условия контракта и платежей пересматриваются, урегулирование этого вопроса возможно еще до конца 2008 года.
Что касается индийской компании, по условиям контракта, она должна была открыть аккредитив в пользу “Днепропресса”, но европейский банк отказал в аккредитиве.
И тем не менее, завод начал исполнение проекта — фактически, не имея гарантий оплаты. Загудаев настроен оптимистически: “Представитель заказчика недавно побывал на предприятии и подписан протокол, согласно которому он принял готовую часть продукции. Он уехал в Индию с нашим предложением по изменению условий оплаты”, -говорит менеджер.
В начале декабря на декадном совещании руководство предприятия приняло решение: из всех поступающих на предприятие платежей в первую очередь средства будут направляться на погашение задолженности перед рабочими. Был подписан соответствующий приказ, и 12 декабря начались долгожданные выплаты: работники ПСП и ПТП получили 40% заработной платы за ноябрь. При этом исполняющий обязанности директора “Днепропресса” Виктор Канаков еще раз подчеркнул, что оклады за сентябрь и октябрь не заморожены, но будут выплачиваться по мере поступления средств на завод.
В целом ситуация по оплате труда на предприятии лучше, чем у многих соседей: средняя зарплата здесь составляет 2588 грн, что выше среднего показателя по промышленности страны на 20%, по машиностроению — на 34%, по городу Днепропетровску — на 30% (данные за октябрь). Задержки с выплатой, конечно, вызывают немалое беспокойство у заводчан, однако руководство стремится постоянно вести диалог с рабочими, поддерживать их. Так, недавно был выпущен корпоративный бюллютень, в котором пояснялись причины сложившейся на предприятии и в стране ситуации, представители администрации регулярно посещают собрания профкома, интересуются жизнью коллектива. По инициативе руководства, 18 декабря рабочих основного производства начали обеспечивать комплексными обедами за счет предприятия.
Свет в конце туннеля
Как бы не давил кризис, пока существуют меткомбинаты, машиностроителям помогают выжить постоянно требующиеся услуги по ремонту действующего оборудования и изготовлению запасных частей. На “Днепропрессе” эти статьи дохода составляют около 8% от общегодовой выручки. С целью нарастить объем таких заказов, профком предложил проводить повторный анализ маршрутных листов на возможность изготовления заказов, которые были ранее отклонены технической службой.
Кроме того, у завода еще остались незаконченные долгосрочные заказы: производство пресса и манипулятора для Юргинского машзавода, для других российских предприятий — три мульдозавалочные машины (оборудование для подачи металлолома, ферросплавов, шлакообразующих в сталеплавильную печь) и одна машина Плюйко (для заправки сталеплавильных печей огнеупорной массой). Однако все эти заказы обеспечивают загрузку мощностей только на 25%, а людей — на 50%. “Сейчас нужно расширять круг потребителей на внутреннем рынке”, — уверен начальник производственно-диспетчерского отдела Юрий Козинский. По его словам, для этого, прежде всего, необходимо создать рабочую группу из специалистов основного производства, конструкторов и других специалистов, которая регулярно посещала бы потенциальных клиентов — украинские предприятия — с целью поиска новых заказов. Такая практика уже показала свою эффективность в не менее сложные для промышленности 1990-е годы. Выгода состоит в том, что специалисты завода — инженеры и производственники - смогут на месте определить, что из ассортимента услуг “Днепропресса” необходимо тому или иному предприятию и получить таким образом заказы по линии своей компетенции. А чтобы в дальнейшем не возникало отказов со стороны потребителей оплачивать уже готовый товар, администрация “Днепропресса” приняла решение обеспечивать максимальный процент предоплаты и не допускать отгрузки товара до получения полной оплаты от заказчика.
Опыт последних месяцев показал: для выживания предприятий все средства хороши. Но, принимая антикризисные меры, очень важно сохранить рабочие места специалистов, которых в нашей стране до настоящего времени хронически не хватало. Если рабочих увольнять, можно снизить расходы до минимума, но в этом случае, когда кризис закончится, работать на заводах будет просто некому.
Пока трудно прогнозировать, что будет с украинским машиностроением в следующем году. Только в ноябре по сравнению с октябрем Госкомстат зафиксировал снижение объемов выпуска на 38% в среднем по отрасли. Но, по словам министра экономики Богдана Данилишина, это был пик спада в промышленности: “Первые признаки этого наблюдаются в металлургии. Уже первые дни декабря позволяют говорить о том, что идет реализация продукции этой отрасли, улучшается ценовая ситуация”, — отметил министр. Декабрьские показатели ежесуточной выплавки действительно выше, чем были в прошлом месяце — а будет сталь, будут и деньги на модернизацию производства, без которой себестоимость продукции не снизить. А в условиях девальвации гривни, когда стоимость импортного оборудования сильно возрасла, спрос будет в основном на отечественные машины. Так что у машиностроителей появилась надежда на стабилизацию.
Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.
Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:
Резкое падение производства в горно-металлургическом комплексе (ГМК) не могло не отразиться на машиностроении. Между тем влияние кризиса на эту отрасль двояко: с одной стороны, машиностроители потеряли заказы, с другой — получили доступ к дешевому сырью.
Что скажете, Аноним?
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
13:00 23 ноября
12:30 23 ноября
11:00 23 ноября
10:30 23 ноября
10:00 23 ноября
09:00 23 ноября
[16:52 23 ноября]
[14:19 23 ноября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.