На минувшей неделе правительство ликвидировало Национальную акционерную компанию “Энергетическая компания Украины” (НАК “ЭКУ”). 10 лет она контролировала государственные пакеты энергокомпаний и в немалой степени влияла на их деятельность и приватизацию госактивов, пишет Капитал.
При создании НАК “ЭКУ” в 2004 г. ей были переданы в уставный фонд все находившиеся в государственной собственности пакеты акций генерирующих компаний — от 70% до 85 % акций; пакеты акций энергопоставляющих компаний (облэнерго) — от 25 % до 75 % акций; объединяющая гидроэлектростанции госкомпания “Укргидроэнерго”; теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), а также некоторые предприятия энергетического комплекса. Объединив все государственные активы в энергетике в одно целое, государство создало крупнейшую энергокомпанию в стране.
“НАК “ЭКУ” была создана по указанию президента Леонида Кучмы и при участии секретаря СНБО Олега Дубины. Мы были против, но нас тогда никто не спрашивал”, — вспоминает один из заместителей министра энергетики того времени, пожелавший остаться неназванным. Олег Дубина после создания НАК “ЭКУ” стал ее первым руководителем.
По словам эксперта рынка, который попросил не называть его имени, идея НАК “ЭКУ” была позаимствована в России, где в 1992 г. была создана компания РАО “ЕЭС”, объединившая всю российскую энергетику и ставшая монополистом на рынке генерации и транспортировки электроэнергии. “Анатолий Чубайс (председатель правления РАО “ЕЭС”) приехал к Леониду Кучме и рассказал, как это хорошо. После этого такую же компанию начали создавать и мы. Но пока мы создавали свою, Чубайс свою в России уже развалил”, — вспоминает эксперт.
С 2007 г. правительство начало изымать пакеты акций энергокомпаний из уставного фонда капитала НАК “ЭКУ” и передавать их Фонду государственного имущества на приватизацию. В результате в уставном фонде “Энергетической компании Украины” к 2014 г. осталось всего три актива: 78,29 % акций энергогенерирующей компании “Центрэнерго”, 87,4 % — Днестровской ГАЭС и 60,06 % энергопоставляющей компании “Луганскоблэнерго”. Эти активы переданы сейчас Министерству энергетики и угольной промышленности, которое и ликвидировало НАК, согласно собственному комментарию министерства, “в связи с нецелесообразностью дальнейшего функционирования”.
Генеральный директор Центра исследования энергетики (EIRCenter) Александр Харченко считает, что переданные Минэнергоугля пакеты акций энергокомпаний, входивших в НАК “ЭКУ”, правительство попытается продать, как только ситуация на рынке хоть сколько‑нибудь будет позволять это сделать. “Сейчас ситуация такова, что вряд ли кто‑то войдет в этот бизнес в Украине”, — отметил он.
Из трех предприятий ценность для инвестора представляют только два. Первое — “Центрэнерго”, которое эксплуатирует Углегорскую, Змиевскую и Трипольскую ТЭС суммарной установленной мощностью 7665 МВт и занимает второе место по объему производства электроэнергии среди тепловых компаний после ДТЭК. Второе — Днестровская ГАЭС, которая строится на Днестре в Черновицкой области. Проектная мощность первой очереди (три гидроагрегата) в генераторном режиме составляет 972 МВт, в насосном — 1263 МВт. Что же касается “Луганскоблэнерго”, то эта компания еще в 2001 г. за долги лишилась основных активов и сейчас не занимается поставками электроэнергии.
Опрошенные эксперты в один голос заявили, что ликвидация НАК “ЭКУ” — вполне логичный шаг. “В рамках курса на большую приватизацию это — вполне очевидное решение”, — сказал сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
На вопрос о причинах ликвидации НАК “ЭКУ” президент Энергетической ассоциации Василий Котко отреагировал так: “Лучше бы мне кто‑нибудь ответил, зачем было создавать эту компанию”. Он пояснил, что до ее основания в 2004 г. тепловые генерирующие компании были между собой конкурентами на рынке. “Но после создания НАК “ЭКУ” даже та минимальная конкуренция закончилась. Как могли конкурировать компании, которые стали теперь входить в одну? Создать НАК “ЭКУ” значило похоронить рынок”, — сказал он.
По мнению Александра Харченко, все станции НАК “ЭКУ” контролировались приближенными к руководству страны структурами, а деньги вымывались путем заключения договоров с фирмами-пустышками. При этом сами теплоэлектростанции, находившиеся в государственной собственности, были в ужасающем состоянии. “Пожар на Углегорской ТЭС — тому подтверждение, — отмечает Александр Харченко. — По моему мнению, единственное, к чему может привести ликвидация НАК “ЭКУ”, — это к снижению коррупции”.
Что скажете, Аноним?
15:45 24 ноября
12:30 24 ноября
12:00 24 ноября
11:30 24 ноября
10:00 24 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
[15:06 24 ноября]
[11:45 24 ноября]
[08:15 24 ноября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.