Крупнейший украинский банк — Приватбанк Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова — создал банковскую группу. “НБУ признал группу “Приватбанк” в связи с введением консолидированного надзора”, — сообщил “Капиталу” глава пресс-службы финучреждения Олег Серга.
В ее состав, кроме самого банка, вошли еще семь дочерних финучреждений, находящихся на территории других стран. В Латвии это PrivatBank и лизинговая компания PrivatLizings; в Грузии — ПриватБанк (Грузия), владеющий лизинговой компанией “Прайм Лизинг” и страховой компанией “ТАО”; в России — “Москомприватбанк” и финкомпания “Экспресс-Финанс”.
Новосозданная банковская группа насчитывает восемь компаний, в то время как, по данным годового отчета Приватбанка по итогам 2012 года, финучреждение указывает около двух десятков дочерних, ассоциированных и совместных компаний. К примеру, в Украине ПриватБанку принадлежит почти 100 % акций таких финучреждений, как “Люкс-Офис”, “Первая скоринговая компания” и “Украинское бюро кредитных историй” (владеет “Грузинским бюро кредитных историй”).
На сдаче помещений в аренду специализируются такие связанные с ПриватБанком компании, как “ИстейтГарант”, “Кобос” и “Таиса”, а “Приват Комуникейшенз” фокусируется на оптовой торговле. Информационные услуги предоставляют предприятия, входящие в “Информационно-расчетный холдинг”.
Под контролем Приватбанка от 95 % до 99,9 % акций всех этих предприятий. Банк также контролирует 70 % акций днепропетровской юридической компании “ЕЛ ТІ ГРУП”, специализирующейся на финансовом праве, бухгалтерском учете и аудите, налогообложении. Доля банка в капитале другой юридической фирмы “А-Лекс” составляет 60 %.
Председатель правления Приватбанка Александр Дубилет ранее также сообщал, что банк имеет причастность к днепропетровскому “Акцент-Банку” (А-Банк). Приватбанк принимал участие в оздоровлении банка после кризиса для дальнейшей продажи. “А-Банк не является нашим дочерним банком, однако мы не отрицаем свою причастность к этому финучреждению”, — не скрывал Александр Дубилет.
Консолидированный надзор изначально был задуман регуляторами с целью контролировать финансовые потоки группы. В частности, предотвратить вывод средств через дочерние структуры, ограничить кредитование через связанных лиц и тем самым уменьшить потенциальные риски финучреждения.
Законодательство требует, чтобы в банковскую группу входили не только финансовые учреждения. Компании по предоставлению вспомогательных услуг, которые имеют общего контролера с участниками банковской группы, также, согласно закону о надзоре на консолидированной основе, входят в состав банковской группы.
Такими компаниями считаются учреждения, не являющиеся финансовыми, но предоставляющие услуги по информационным технологиям, управлению имуществом, обработке данных или любые подобные услуги, которые необходимы для осуществления банком деятельности по предоставлению финансовых услуг.
В Приватбанке не смогли объяснить причину, по которой связанные с банком многочисленные структуры не вошли в состав группы. “Все было согласовано с Национальным банком”, — говорит начальник пресс-службы банка Олег Серга.
Временное “невключение” части компаний в банковские группы имеет ряд преимуществ для их собственников. По словам старшего юриста международной юридической фирмы Beiten Burkhardt Зои Миловановой, одна из ключевых норм в отношении групп — ограничение инвестирования ее участниками в капитал компаний, не являющихся финансовыми учреждениями, а также лимиты на операции с не входящими в банковскую группу связанными лицами.
Cовокупный объем операций, генерирующих кредитный риск, между банковской группой и одним из связанных нефинансовых учреждений не должен превышать 5% консолидированного уставного капитала банковской группы, и 20% — между банковкой группой и всеми связанными лицами.
Один из способов обойти норму законодательства, исключая нефинансовые учреждения из банковской группы, — это трактовать их статус иначе. То есть не указывать их как необходимых для осуществления банком деятельности по предоставлению финансовых услуг. “Уже по одному определению “компания по предоставлению вспомогательных услуг” значительная часть подконтрольных “Привату” юридических лиц может быть исключена из состава банковской группы”, — говорит Зоя Милованова.
Компанию могли исключить из состава группы, если она не подпадает хотя бы под одно из требований закона, говорит заместитель председателя правления “Международного инвестиционного банка” Юрий Белоконь. Например, если собственник считает, что компания по предоставлению вспомогательных услуг не является связанным юрлицом с точки зрения налогового и антимонопольного законодательства, либо если предприятия имеют разных фактических акционеров.
По словам члена управляющего комитета Глобальной ассоциации профессионалов риска (Украина) Вадима Березовика, списки учреждений для формирования групп подают регулятору сами банки. А они могли и намеренно обойти часть связанных компаний. “Регистрация таких групп — это первый шаг на пути к прозрачности финансовых групп. Со временем НБУ может провести дополнительный их анализ. Более пристальное внимание к составу групп вполне может привести к доформированию”, — говорит Вадим Березовик.
Согласно законодательству, собственники банков должны до конца этого года объединить свои финансовые активы в группы. Финансовая группа является банковской, если не менее 50% активов всех финучреждений, входящих в группу, составляет банковский бизнес. Такие группы обязаны подавать в НБУ консолидированную отчетность о своей деятельности.
Что скажете, Аноним?
11:00 27 ноября
10:30 27 ноября
10:20 27 ноября
10:00 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
[11:19 27 ноября]
[07:10 27 ноября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.