Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Умные шуты. Почему хор Веревки был обречен петь с “Кварталом 95”

[16:09 21 октября 2019 года ] [ Деловая столица, 21 октября 2019 ]

С моей низенькой кочки все, что я вижу, — трогательное единение двух полюсов советской культуры, родом из самых глубин СССР.

В соцсетях все пишут, что хор Веревки (на самом деле ансамбль хора) “пробил дно” или “постучал снизу”. Подходят к вопросу с разных сторон, но все сводится к одному: да как могли!

Нет, вы мне другое скажите: а как могло быть иначе?

Я не удивляюсь популярности 95 квартала. И не возмущаюсь. Жанр дурацкой шутки популярен во все времена и у всех народов. Если я чему и удивляюсь — популярности хора Веревки. И знаете, что самое интересное в сегодняшнем обсуждении? Больше всего кипятятся люди, которые сами никогда в жизни не ходили на их концерты, не покупали записей и даже по телеку не смотрели — переключали на другой канал. Однако убеждение в том, что хор Веревки — это святое, въелся в них не пойми откуда, как пионерский галстук под воротник школьного платья.

Низкопробная этно-попса советского разлива для многих моих соотечественников каким-то мистическим образом оказывается чуть ли не воплощением украинства и центром самоидентификации нации. И я во всей этой истории удивляюсь не на хор Веревки — меня он ни разу не удивил. Я удивляюсь на вас, дорогие друзья и френды, когда вы пишете вот это ваше “да как они могли? они же ...”. Дальше — произвольно. “Национальный коллектив”, например, с намеком на то, что вкус какой-то должен быть. “Народный коллектив” — т. е. если не вкус (о них же не спорят), то хотя бы такт, мораль какая-то традиционная, запрещающая насмехаться над чужой бедой. Или, вот, вышиванки — они же наши, они же фактически мы, какое они имеют право так похабить образ украинца?

Я только одно хочу у вас спросить, друзья: вот вы это серьезно? Вы серьезно считаете, что хор Веревки — что-то такое высокое, что можно испохабить выступлением в Квартале, или такое до мозга костей национально-святое, что можно обесценить?

С моей низенькой кочки все, что я вижу — трогательное единение двух полюсов советской культуры родом из самых глубин СССР-а. Два дракона, которым вырвали зубы, обрезали крылья, посадили на цепь и сделали сторожами спокойного сна режима — площадная смеховая культура и национальная культура. Шуты, которые прекрасно знают, как и о ком можно, а о ком и как ни в коем случае нельзя, умные шуты, работающие за компот, унылые шуты, осмеивающие только врагов хозяина, а его самого гладящие по пузу. И тетки с вуйками в вышиванках, которые сводят украинство до уровня придуманного хозяином аграрно-этнографического заповедника. В СССР много сил потратили на то, чтобы превратить и смеховую культуру, и национальное чувство в оружие, направленное на самих себя, в тюрьму для самих себя. Вышиванки, веночки, шаровары и “Розпрягайте, хлопци, коней” — оскопленное украинство, которое не было опасно СССР. Совок готов был мириться со всеми нами — украинцами, узбеками и даже чукчами, но только в таком обезвреженном виде.

Такие коллективы на славу выполняли это партзадание, за что и получали свои звания — “заслуженных”, “народных”, теперь, вот, “национальных”. За это задание — а не за что-либо — им платили из бюджета пристойное содержание. И теперь платят — в бюджете обязательно присутствует статья о финансирование национальных коллективов. И в коллективах еще со времен СССР знают, помнят и ни разу не сомневаются в том, что это содержание надо отрабатывать. И отрабатывают — как умеют и как понимают.

Не со вчерась у “национального” коллектива сформирована психология и модель поведения “придворного исполнителя”, лижущего руку, которая его кормит. Хор Веревки всегда обслуживал власть. Ту, которая в данный момент действует, советскую — значит, советскую, незалежную — значит, незалежную. И в данном случае они делают то, к чему привыкли, для чего были созданы и что отлично умеют, — обслуживают власть. Такую, какая есть. И если у СССР идеологический запрос был глобальный — на “обезвреженное” украинство, аграрное, отсталое, застрявшее где-то в 17 веке, — то у нынешней власти запрос вовсе мелкий, потому что у них и идеологии-то никакой нет. Мочить конкурентов — вот и вся их идеология. 

И никто в этой истории не сделал ничего, не свойственного себе. Ни 95 квартал, ни украинская власть, ни хор Веревки. Все в своем репертуаре.

Включая, кстати, и Ирину Геращенко с ее великолепной инициативой запретить хору Веревки петь в Верховной Раде гимн Украины и “Реве та стогне” — так обычно открываются сессии ВР. Ах, неужели, дошло до законодателей, что это неуместно? Неуместно тащить полторы сотни человек хора в ВР только для того, чтобы они спели депутатам гимн. Вот, вы тут в зале собрались — встаньте и спойте. Не умеете держать строй и ритм? Ничего удивительного, петь у нас с детства не учат. Ну, так запись вам в помощь. Хоть “минус”, хоть “плюс”.

Так ведь нет, не дошло. Никто не подумал, что использование хора в Раде такое же неуместное, как и его выступление в президентском Квартале. Вернее, даже более неуместное — в Квартале оно было просто безвкусным, как и сам Квартал. Все, к чему стремится Геращенко, — наказать этих певцов ртом за то, что не там пели. По большому счету, это не ее дело: их рот — где хотят, там и поют. Но Геращенко не чувствует, что ВР не может и не должна пользоваться хором точно так же, как не должен делать этого президент. Она исходит из того, что “придворный” хор может петь только при одном дворе. И если он поет для президентской программы, то его надо наказать, не пустив ко двору ВР. Лишить чести, так сказать. А может, и гонорара.

Ничего противоестественного нет в выходе ансамбля хора Веревки на сцену в 95 квартале. Как не может быть ничего противоестественного в выходе творческого коллектива на сцену (в отличие от зала Верховной Рады, где творческому коллективу, в общем-то, делать нечего). Обслуживать власть для “национального” коллектива — тоже обычное дело. И даже зритель, возмущенный безвкусным выступлением, ничего не сможет противопоставить: будь это просто творческий коллектив, можно было бы голосовать гривней, не покупая билеты. Но национальные коллективы для того и были придуманы, чтобы защитить их от таких неприятностей — они должны считаться не со вкусам и мнением публики, а с теми, кто распределяет бюджетные средства. Поэтому национальные коллективы — пока этот советский мастодонт существует — будут делать то, что сделал ансамбль хора Веревки: обслуживать власть, в том числе в ее самых низкопробных проявлениях. И никакие веночки с вышиванками не то что не спасут — только усугубят.

Спасибо Зеленскому и 95 кварталу, что они сделали это таким очевидным.

Екатерина ЩЕТКИНА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.