Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Украинские скульпторы экономят на монументах

[07:20 14 марта 2011 года ] [ Комментарии, 14 марта 2011 ]

За последний год в Украине появилось несколько десятков игровых памятников. Однако идеи большинства из них отечественные художники позаимствовали у европейских коллег.

Несколько дней назад в Украине появился третий памятник страховому агенту. Событие это сигнализирует о том, что и в 2011 году развитие уличной скульптуры в Украине пошло по самому тривиальному пути — увековечиванию в камне и металле отдельных профессий, а также любимой еды и животных. Причем, одних и тех же.

Новооткрытый памятник страховому агенту в Киеве одновременно иллюстрирует две ключевые проблемы относительно молодой ниши украинской уличной скульптуры — игровых памятников. С одной стороны, речь идет об ограниченности ее тематики и персонажей в угоду заказчикам (соревнующимся между собой предпринимателям и мэрам), а с другой стороны — о дефиците изобразительных идей.

Увековечивать страховщиков в Украине взялись с беспрецедентным рвением. Сперва свой “специфический” труд отметила компания “Просто-страхование”, установив прыгающего через часы бронзового человечка в галстуке. А прошлым летом этим путем пошла и компания АСКА в Донецке, выбрав персонажа Юрия Деточкина из фильма “Берегись автомобиля”. Ведь это самый известный представитель страховой индустрии на постсоветском пространстве. Однако монументу, заказанному СК “Брокбизнес”, не посчастливилось удивить оригинальностью исполнения своей задумки: оказалось, что пара огромных стоптанных ботинок, которая так и приглашает попозировать для фото, тоже успела выйти в тираж. Причем, не только в мире, но и совсем недавно на территории Украины. Например, год назад похожий памятник поношенной обуви установили в Тернополе, чтобы изобразить человека-невидимку — еще один массовый сюжет игровых памятников.

Отсутствие свежих тематических концепций и оригинальных изобразительных идей постепенно приводит к тому, что игровые памятники воспринимаются людьми как само собой разумеющееся, тогда как главная их задача — удивить выбором увековечиваемого объекта и нестандартным стилистическим решением. Впрочем, так и было до 2010 года, пока мода на “несерьезные” памятники не привела к их повальному штампованию. На фоне пафосных монументов разнообразным историческим деятелям и событиям прошлого, за массовую установку которых бралась каждая политическая сила, приходящая к власти, игровые памятники литературным и киногероям, блюдам украинской кухни и животным стали настоящим глотком свежего воздуха. Они располагали к контакту — общению, исследованию и фотографированию. Так что со временем превратились в настоящие артефакты массовой культуры. И даже туристические Мекки. Особенно , если памятник обладал особой изюминкой (дуля на подошве Паниковского) или привязкой к месту своей установки (Андреевский спуск для персонажей экранизации “За двумя зайцами”).

Своего пика мода на игровые памятники достигла в прошлом году: количество открытых монументов было вдвое выше, чем во все предыдущие годы. Для местных властей это стало шансом лишний раз прорекламировать свою заботу о “культурном” развитии региона накануне местных выборов, для предпринимателей-меценатов — заявить о своем бизнесе, а для скульпторов-дарителей — прорекламировать себя. Однако количественный рост не повлек за собой качественный. Все открытые в 2010 году памятники почти не выходили за рамки трех наиболее тривиальных тематических групп. Самая многочисленная из них — памятники, олицетворяющие определенную профессию. За ними следуют памятники, посвященные национальным блюдам, а также разнообразным животным. Большинство памятников идейно и композиционно либо сухо повторяют своих украинских собратьев, либо являются прямыми заимствованиями у заморских коллег. “Комментарии” составили свой рейтинг самых ярких игровых памятников, установленных в 2010 году:

1. Самый банальный: Памятник сантехнику, Тернополь. Это уже третий металлический дядька в Украине, с мечтательным лицом вылезающий из водопроводного люка в спецодежде. Еще по одному есть в Черкассах, Бердянске и Комсомольске. Только в России таких шедевров, высовывающих голову из люка, более десятка. Впрочем, тернопольский скульптор, в отличие от большинства своих коллег по цеху, не пытался придать своему персонажу характерные локальные черты, хотя авторы всячески подчеркивают, что это “собирательный образ сотрудника “Тернопольводоканала”.

3. Самый халтурный: Памятник сахару-рафинаду, Сумы. Как раз перед местными выборами мэр подарил жителям своего города памятник стратегическому продукту региона — сахару-рафинаду. Задумка была хороша, ведь в мире существует всего один аналог, да и тот в Чехии. Но подкачало исполнение — сам по себе памятник — в виде незамысловатой горки кубиков — выглядит постаментом к чему-то большему. Куда ярче получился второй “сахарный” памятник, открытый в тот же день, — “Малыши-сладкоежки”

4. Самый преждевременный: Памятник программисту, Харьков. Монумент Установлен в честь 80-летнего юбилея Харьковского национального университета радиоэлектроники на средства от пожертвований. Герой памятника позиционировался создателями как “собирательный образ компьютерного гения, обычного программиста и одновременно — простого студента”. Возможно, с точки зрения привлечения молодых абитуриентов установка возле парадного входа университета монумента многоуважаемому студенту и целесообразна. Но воспевание нелегкого труда программистов, пусть и предполагаемых гениев, выглядит немного преждевременным. Как бы то ни было, у харьковского памятника имеется предшественник, а может и прототип — “Памятник студентке с ноутбуком” в Костанае (Казахстан).

5. Самый традиционный: Памятник фонарщику, Ужгород. Памятников фонарщикам, как и трубочистам, а также ряду других “мертвых” городских профессий, в мире превеликое множество. Ужгородский фонарщик, открытый мэром Сергеем Ратушняком в жаркий предвыборный октябрь прошлого года, эту традицию поддержал достойно. Так же, как и десяток собратьев в Западной Европе, а также Бресте и Питере, он изображен за работой со своим неизменным атрибутом — лесенкой. Прототипом его послужил “дядя Коля”, в течение 40 лет зажигавший фонари в центре города.

6. Самый убогий: Памятник варенику, Одесская трасса Кировоградская область. Гигантский вареник соорудил почетный ректор Киевского национального университета культуры и искусств и владельца сети ресторанов “Родительский дом” Михаил Поплавский. Второй памятник варенику явно проигрывает своему старшему собрату из Черкасской области. Несмотря на то, что последний якобы “одолел кризис”.

7. Самый неприкаянный: Памятник “Жабе”, Киев. Увековечивать особо важное для Украины земноводное — еще один тренд украинских игровых монументов. Памятники жабам как символам жадности и зависти были поставлены 2 года назад в Голой Пристане Херсонской области, а также 3 года назад в Бердянске. А через месяц еще один символ славянского порока появится в Дубно Ровненской области. Но дорогостоящий ($180 тыс.) бронзовый подарок Киеву скульптора Олега Пинчука все же не очень вписывается в этот ряд. Он призван сохранить память о культовой дискотеке 80-х гг. под названием “Жаба”, которая располагалась возле столичной филармонии. Киевские власти долго ломали голову, куда пристроить “подарок”. Даже специальную комиссию для этого при Киевской госгорадминистрации создали. В итоге после длительных мучений многотонную “Жабу” приютили возле “Музея воды”. И хоть это место находится в стороне от “исторического” места киевских тусовок, памятник там себя чувствует неплохо, выманивая у туристов монетки на счастье.

Наталья ДАВЫДЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.