Работы современных украинских художников стали занимать все более заметное место на аукционах, доселе специализировавшихся на продаже антиквариата и произведений искусства XIX — начала ХХ веков. Настолько заметное, что кое-кто даже увидел в этом признак зарождения нового самостоятельного сегмента арт-рынка. “Наш рынок развивается. И это показали последние торги, где удалось продать 50% представленных произведений, — рассказывает Алексей Василенко, директор и совладелец аукционного дома “Золотое сечение”. — Особенно радует то, что есть ряд молодых художников, которые стабильно продаются на каждом аукционе. Например, Алена Науменко, Алексей Салманов, представители формаций “Р.Э.П.” и SOSka, другие художники”.
Потихоньку проникает украинское современное искусство и на зарубежные торговые площадки. “Через три недели состоится знаковый для нас аукцион в Нью-Йорке, проводимый домом Phillips de Pury & Co. Впервые в истории нашей страны работы четырех украинских художников (Анатолия Криволапа, Олега Тистола, Константина Реунова и Игоря Гусева) будут участвовать в подобном аукционе в США. Туда очень тяжело попасть, очень жесткий отбор. До этого только небольшой работе Тистола “Арарат” удалось прорваться туда, да и то в рамках аукциона для начинающих новых художников, еще не признанных. Сейчас мы будем участвовать уже в большом аукционе, на котором, замечу, будет продаваться известный портрет Элизабет Тейлор работы Энди Уорхола, предварительно оцененный в $20 млн.”, — говорит арт-дилер Игорь Абрамович, представляющий на Западе интересы уже упомянутых и некоторых других украинских художников. По его словам, нынче ведутся переговоры о проведении отдельных украинских торгов на аукционах Phillips de Pury & Co и Sotheby’s. Одно из этих событий может состояться уже осенью. “Есть прогресс в переговорах об отдельных торгах с Sotheby´s. Возможно, они состоятся уже в ноябре этого года”, — говорит Абрамович.
Антиквариат уступил “контемпорари арту”
Тот факт, что произведения современных украинских художников все активнее уходят с молотка на отечественных аукционах, имеет несколько объяснений. С одной стороны, повышению интереса коллекционеров к современному искусству способствует недостаток хороших предложений по части антиквариата. “Рынок антиквариата не наполняется, качественных предметов искусства на нем с каждым годом становится все меньше”, — констатирует Марина Щербенко, основатель галереи “Боттега”. С другой стороны, сейчас очень выгодный момент для удачных покупок произведений современного искусства. “Есть из чего выбирать. И сейчас в Украине этот выбор интереснее, чем где-либо. На нашем рынке, к примеру, появились произведения украинской Новой волны конца 1980-х — начала 1990-х, то есть самого ценного периода, а также работы московских художников-концептуалистов. Причем, по сумасшедше низким ценам — хрестоматийную работу Константина Звездочетова, представителя московского концептуализма, на одном из последних аукционов продали за $11 тыс., а Павел Керестей начала 1990-х “ушел” за $8 тыс.”, — рассказывает Евгений Карась, руководитель галереи “Карась”.
То же касается и произведений художников молодого поколения. “Работы молодых у нас покупает всего три коллекционера. Причем один из них скупает большинство произведений. Это перспективное занятие, поскольку торгов по ним серьезных нет, цены очень невысокие, и всегда есть шанс, что в будущем кто-то из авторов “выстрелит”, — отмечает Игорь Абрамович.
Кризис недопроизводства
Коммерческие успехи, которые демонстрирует современное украинское искусство, могут создать ложное впечатление о его творческом и экономическом благополучии. На самом же деле, чем дальше, тем ощутимее становится риск, что через три-пять-десять лет современное искусство в Украине попросту исчезнет. Рынок уже сейчас испытывает нехватку как разнообразного и качественного продукта, так и интересных творческих личностей, его производящих. Собственно, откуда им взяться?
Во-первых, получив диплом специализированного вуза, художник еще не становится художником. Да и уровень подготовки будущих мастеров в учебных заведениях оставляет желать лучшего. “Наша академическая школа слабеет с каждым годом. Это отчетливо видно по характеру присылаемых работ на конкурс “Молодые украинские художники” (МУХі), который мы проводим. Видно, что соискатель просто не владеет самим ремеслом, его подготовка слабенькая, — констатирует Марина Щербенко. — Молодые художники, ищущие себя в современном искусстве, вынуждены в большинстве случаев заниматься самообразованием. У нас нет площадки, где бы “закалялся” их талант. Конечно, стараниями энтузиастов — галеристов, кураторов, искусствоведов, — стали все чаще появляться небольшие образовательные проекты, но они не имеют системного характера”.
Однако (и это во-вторых), функция галерей — продавать произведения художников, а не заниматься их образованием и личностным ростом. Тем более, что промоушен нового имени и так сопряжен для них с финансовыми рисками. “Ни одного перспективного художника галеристы не обошли вниманием. Все они либо уже работают с определенными галереями, либо вот-вот начнут. Но пока что они показывают качество не проектами, а отдельными работами. А этого мало, чтобы галереи рискнули серьезно инвестировать в новое имя. Ведь для этого нужно быть уверенным в стабильности художника, его продуктивности и динамике, которую не могут продемонстрировать одна-две хороших работы”, — говорит Евгений Карась.
Аукцион как инвестиция
Во всем мире творческих личностей в сфере современного искусства взращивают некоммерческие институции — учреждения, которые проводят резиденции и разнообразные образовательные программы для художников, организовывают выставки и другие культурные мероприятия. Именно в таких центрах, а не в классических мастерских, возникает эксперимент и творческая инновация.
Понятно, что существовать такие институции могут только за счет грантов или меценатских средств. В Украине и с тем, и с другим напряженка. Украинские инвесторы не спешат укреплять некоммерческий сектор, который должен бы поддерживать рыночно ориентированные инициативы и системные образовательные программы, развивать арт-среду, в которой появятся интересные (не исключено, что и коммерчески успешные) творческие личности и явления. Поэтому имеющиеся в Украине институции, которые заявляют о намерении содействовать развитию некоммерческого современного молодого искусства, вынуждены изобретать новые механизмы для привлечения средств.
Фундация “Центр современного искусства” (ЦСМ) попробовала использовать в качестве такого механизма… благотворительный аукцион. Эксперимент не имеет прецедентов: никогда еще в Украине на аукционе современного искусства не собирали деньги на развитие самого же современного искусства. 70 ключевых художников современности — и классики (Александр Ройтбурд, Тиберий Сильваши, Павел Маков, Валерия Трубина), и представители нового поколения украинского искусства (Стас Волязловский, Алексей Сай, Алевтина Кахидзе, Никита Кадан, Николай Ридный и др.) — пожертвовали на аукцион свои работы. Собранные от их продажи средства пойдут на реализацию будущих некоммерческих программ ЦСМ. Окажутся ли художники готовыми и в дальнейшем выступать в роли инвестора для институции ради всеобщего блага, покажет время.
Наталья ДАВЫДЕНКО, Юрий РЫБАЧУК
Что скажете, Аноним?
[19:13 22 ноября]
21:10 22 ноября
18:30 22 ноября
18:20 22 ноября
18:10 22 ноября
17:20 22 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.