Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Почему Тимошенко не встаёт в “суде”?

[17:10 08 августа 2011 года ] [ Левый берег, 8 августа 2011 ]

Сограждан беспокоит поведение Юлии Тимошенко на процессе. Люди не видят суть её действий по отношению к Родиону Кирееву концептуально.

Следует осознать, что поведение Тимошенко именно потому вызывающее, что так позволяет выявить исторический выбор, который нам с вами предстоит сделать.

Любую политическую ситуацию следует рассматривать с двух точек зрения — во-первых, с точки зрения господ и, во-вторых, с точки зрения тех, над кем господствуют.

Надо понимать, что эти две силы антагонистичны — потребность в государстве как системе господства возникает от одного лишь факта, что господа в принципе не могут жить в мире с людьми, над которыми господствуют, и это базовое противоречие со временем развивается в аппарат насилия.

Аппарат насилия, который представлен в наши дни в том числе судебной системой.

Характер того или иного аппарата насилия — то есть в конечном счёте характер государства вообще — определяется культурой господства. Что такое культура господства? Это порядок интерпретации фактов жизни, который позволяет обращать эти факты к своей выгоде.

Культура господства на Западе — а туда от нас сбежали миллионы людей, так что, смело можно говорить о её легитимности в Украине, — содержит в своей основе идею спонтанности. Идею, следствием работы которой является независимость суда — суда в условиях равноправия сторон и состязательности процесса. Это — правильный суд.

Кстати, в прошлом году вышел блестящий фильм о деле — рассматривавшемся как раз в правильном суде — против издания поэмы Аллена Гинзберга “Вопль”:

Ничего подобного в украинском “суде” и представить-то нельзя. Почему? Потому что суд у нас неправильный.

Ибо культура господства в нашей стране — другая.

Идею спонтанности в основе культуры господства на Западе лучше всего описывать, так сказать, “от противного”. Чем характеризуется советская система господства, здравствующая и поныне в “русском мире”?

Итак, если вы господствуете над чем-то в России, то это ваше господство вы получили и оно продолжается исключительно потому, что вам дали его получить и продолжать.

На абсолютный уровень такая система была выведена в Советском Союзе, когда советский человек — каждый! — был “вписан” в советскую ойкумену распределения благ и получал их ровно столько, сколько ему считалось необходимым дать ввиду его службы, лояльности и других значимых обстоятельств вроде места прописки.

Абсолютно то же самое для живущих на подвластной территории “говорящих вещей” или “солдат отечества” устраивают господа в условиях любого другого тоталитарного режима — например, пхеньянского или нацистского.

Так вот, специально для обозначения подобной жизненной практики придуман термин “раздаток”. Шире — раздаточная экономика.

Я бы сказал — раздаточное господство.

Спонтанного при раздаточном господстве не бывает. Например, если о Билле Гейтсе нельзя сказать, что ему кто-то когда-то при каких-то обстоятельствах дал стать миллиардером — его обогащение произошло спонтанно, то о любом из нынешних российских миллиардеров вполне можно сказать, кто, когда и почему дал им их экономическое господство.

Причём надо понимать, что практически любой человек от Калининграда до Находки прекрасно осознаёт эту дачу богатства.

Данные миллиардеры и прочие “крепкие хозяйственники” могут сколько угодно куражиться и рассказывать о своей деловой смекалке в “лихие девяностые”, однако не надо забывать, что Кремль зорко бдит их господство и даёт им оставаться теми, кем они есть, до тех пор, пока они знают, что им положено, а что точно не положено.

Как эта система работает в ощущениях?

Если блага дают и все об этом знают, и такое существование поддерживается в течение длительного времени, то раздаток “траслируется” и на все остальные стороны жизни.

Система господства должна сохранять саму себя, и поэтому она нуждается во многих вещах — от соответствующего, неправильного суда до соответствующей морали. Поэтому человек при раздатке как основной форме обеспечения доступа к благам в широком смысле слова в принципе не может быть признан культурой господства в качестве обладающего достоинством. Если подумать, то знаменитый лозунг “Ты этого достойна” в России звучит антигосударственно, ибо государственно — лозунг “Ты это заслужила”.

Так что, западная концепция прав и свобод человека и гражданина на этой территории, от которой откололась Украина, не работает и работать не будет, если и дальше будет утверждаться экономически и политически раздаток. В том числе этого означает, что нет и не будет правильного суда.

Но у нас — у Украины — особое положение. Мы — между. Между западной системой господства и раздатком. Поэтому мы — можем выбрать себе будущее.

Ещё раз: подумайте сами, как может быть независимый суд с равноправием сторон и состязательностью процесса, если не предприимчивость порождает богатство, а дача?

Естественно, если кто-то даёт быть богатым, то этот “кто-то” не может не вмешиваться в судопроизводство, ибо на потенциале вмешательства в любую сферу жизни как раз и основана его возможность давать или не давать.

Как суд может уважать жизнь и достоинство человека, если жить в этой стране дают или не дают?

Например, когда господам в нашем прошлом надо было провести индустриализацию, жить они не давали — аппарат насилия работал на принуждение миллионов людей к работе любой ценой. А вот когда господам в нашем прошлом захотелось перейти от скрытого потребления роскоши к свободному потреблению роскоши, жить они дали — ибо при сохранении полной несвободы для всех они не смогли бы обеспечить полную свободу для себя.

Господство на Западе регулируется спонтанно: множество субъектов, взявших себе блага, приходит к некоему балансу, и суд в этом процессе — ключевой элемент.

Господство же такое, как в СССР, регулируется командно: всегда можно проследить чёткую иерархию в этой системе, иными словами — в ней суд возможен только как процесс приведения некой команды к исполнению. Да и то он существует лишь тогда, когда господа не могут позволить себе отказаться от этой практики, — вот нацисты или Сталин могли.

Перед нами стоит выбор — одна система или другая?

Можно сказать, что у нас с вами нет власти сделать такой выбор для Украины. Однако это будет неправдой — власть у нас как раз есть. И заключается она в том, с какой точки зрения мы рассматриваем чрезвычайные политические ситуации. Чрезвычайные — потому, что в них решается судьба системы господства, определяется культура господства в ближайшем будущем.

Мы сами выбираем эту точку зрения — или господ, или тех, над кем господствуют.

Нам ни в коем случае нельзя принимать ту точку зрения, которая является точкой зрения наших господ. Ни полностью, ни частично. Отвергнуть её — категорически важно.

Посмотрите, как вы мыслите и почему вы мыслите именно так, если вы осуждаете Тимошенко за то, что она не встаёт в зале суда и ведёт себя вызывающе. Кому эти мысли выгодны?

Вы видите, ибо нельзя не видеть, что у нас сейчас за господа: они и есть раздаток. Это проявляется в бесчисленных примерах — не только в судьбе химической промышленности или барьерах для экспорта зерновых.

Вы видите, ибо нельзя не видеть: в вопросе об аппарате насилия наши господа хотят от нас с вами принятия презумпции о существовании в Украине суда “в западном стиле”, то есть правильного суда. Такого, в каком вершат правосудие, а не исполняют команды. Лучше всего это желание наших господ выражено в заявлении Министерства иностранных дел Украины: “Уважение к судебной ветви власти является краеугольным камнем устоявшейся демократической модели”.

Именно на этой презумпции — о наличии в нашей стране правильного суда — основаны многочисленные россказни о том, что в суде надо вставать, что с судьёй надо говорить уважительно и что адвокатов надо подбирать иначе и строить свою защиту тоже иначе.

Обратите внимание: любой человек, хоть как-то связанный с ныне правящей силой (доходом, дружбой или антипатией к Тимошенко), обязательно в разговоре о процессе против Тимошенко осуждает её поведение в зале. И это — точка зрения господ.

Подчёркиваю: следует видеть другую точку зрения — нашу с вами.

У нас с вами есть демократическая модель? Нет, наши господа — узурпаторы. У нас с вами какое господство? Раздаточное? Да, и это означает, что у нас нет и не может быть со стороны господ уважения к личности, её чаяниям и достижениям. Это проявляется в том числе и в том, что у нас нет правильного суда. А если так, то как у нас может быть отношение к суду как к правильному?

Понятно, что смелость в честном ответе на этот вопрос может позволить себе далеко не каждый. Но Тимошенко не только может себе её позволить, но и должна. Она же субъект истории!

И она, казалось бы, в частном случае своим поведением выявляет самую суть системы господства и историческую перспективу.

Кому как не ей понимать или чувствовать, что Украина — между, и что у нас есть выбор? И это выбор не просто между Россией и независимостью или между русским языком и украинским, как обычно представляют. Это выбор между практиками жизни — совершенно бытовой, ощущаемый каждым непосредственно путь.

Или у нас и дальше будет раздаток, или у нас наконец-то наступит избавление от командной системы распределения всего — от свободы и богатства до приговоров по уголовным делам.

Не принимайте точку зрения господ. Как в этом случае, так и по аналогии.

Дмитрий ЛИТВИН

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.