Донецк отмечает свой праздник, несмотря ни на что, город ведь живет, и его жители хотят жить нормальной жизнью, а не только войной. Конкурс красоты в воюющем Донбассе - редкая возможность переодеть военный комуфляж на гражданскую одежду... Оказывается, Донбасс - это не только брутальные мужчины с автоматами в руках на позициях, это еще и красивые девушки.
Так в материале, размещенном на сайте российского “Первого канала”, рассказывается о том, как 30 августа в Донецке прошло празднование Дня города и Дня шахтера.
В данном случае можно было бы подробнее остановиться на “брутальных мужчинах с автоматами в руках на позициях”, но этот образ затмевается другим.
А именно тем, как официальные носители языка Пушкина переодели камуфляж в “комуфляж”. Проверочное слово, видимо, “кому”. Это звучит весьма актуально, исходя из того, что мало кому из дончан в минувшем году захотелось переодеваться в камуфляж, чтобы защитить себя от мирной жизни.
“Жить стало веселее”
Петр Порошенко поздравил дончан с праздниками на своей фейсбуковской странице.
— Поздравляю дончан с Днем города! Мы обязательно восстановим разрушенные города и села. Донбасс есть и будет украинским! — заявил президент.
Если не знать, под чьим контролем сейчас находится Донецк, из президентского поздравления можно сделать вывод, что над шахтерской столицей уже развивается украинский флаг. Мол, боевые действия у вас завершились, законная власть вернулась и теперь будем заниматься восстановлением.
Впрочем, не исключено, что со второго предложения своего поздравления президент обращается уже не к дончанам, а к жителям территорий Донбасса, подконтрольных Киеву.
Тем временем в украинской столице День Донецка и День шахтера отметили переселенцы. Символично, что мероприятие состоялось на открытой театральной площадке под аркой Дружбы народов. Собравшиеся говорили, что рады даже в таких условиях не нарушить традицию, ведь в донбасских городах шахтерский праздник отмечают с 1935 года.
Именно в этом году образовалось стахановское движение. Тогда же было проведено Первое Всесоюзное совещание стахановцев в Кремле, на котором, кстати, прозвучала ставшая впоследствии крылатой фраза:
— Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее.
Шахтерский детерминизм
30 августа один дончанин в соцсети написал:
— Шахта Засядько, вставай! Донецких здесь больше тысячи! Если бы шахтеры встали, не было б ни ДНР, ни ЛНР. Не было б этого кошмара на Востоке.
Скорее всего, он прав, но здесь нужно отметить, что и сепаратистское движение горняки массово не поддержали. Хотя логику того, почему “русская весна” на одних территориях Донбасса прижилась, а на других нет, можно свести к шахтерскому фактору.
В чем заключается специфика донбасских районов, которые продолжают оставаться под контролем боевиков?
Эти территории в основном относятся к трем индустриальным узлам — Донецко-Макеевскому, Торезо-Снежнянскому и Южно-Луганскому. В этих краях больше, чем в других районах Донбасса, выделяется угольная промышленность. И базовой социальной группой здесь соответственно выступают шахтеры.
Но сегодня Донбасс разделен, разумеется, не только территориально, но и в общественных настроениях — как среди жителей, оставшихся в регионе, так и переселившихся, как в районах, контролируемых Украиной, так и в тех, что подконтрольны боевикам. Особенно это относится к Донецку.
Внутреннее разделение было присуще столице Донбасса и в первой четверти прошлого века. Вот что пишет по этому поводу Теодор Фридгут в книге “Юзовка и революция”:
- Первая черта пролегала между шахтерами и заводскими рабочими. Кроме того, на заводе были разобщены служащие и рабочие: служащие считали себя более высоким слоем и встречались с рабочими “только по праздникам, когда последние надевали чистую одежду. Он называл это деление искусственным феноменом, свидетельствующем о недоразвитии гражданского общества в поселке по причине отсутствия организаций, которые могли бы пропагандировать общий гражданский дух или хотя бы чувство единства среди рабочих.
Ненормальная работа
Сегодняшнюю разделенность Донбасса в целом, и Донецка в частности, уже вряд ли можно объяснить профессиональном фактором. Скорее всего — больше политическим, за которым во многом стоит экономическая основа.
Ведь основной социальной базой сепаратистского движения в Донецке стали не столько шахтеры, сколько тот класс, который в социологии именуется прекариатом.
Представители этого класса не имеют нормальной работы, которая характеризовалась бы постоянной занятостью, стабильным заработком и социальными гарантиями, обеспеченными работодателем и государством.
С прекариатом связываются четыре ощущения: недовольство, утрата ориентиров, беспокойство и отчуждение. Негодование представителей этого класса сводится к тому, что они не видят перед собой жизненных перспектив и считают, что все престижные пути для них закрыты.
В нынешних донецких условиях подобные социально-экономические тенденции развиваются с удвоенной силой. Собственно, уже и шахтерская работа становится ненормальной в прекариатском смысле этого слова.
Не говоря уже о трактористах, которые вместе горняками, по всей видимости, и составляют тех самых “брутальных мужчин с автоматами в руках на позициях”.
Євген СЕРЕДА
Что скажете, Аноним?
[21:26 21 ноября]
[12:44 21 ноября]
[10:14 21 ноября]
19:00 21 ноября
18:45 21 ноября
18:35 21 ноября
18:25 21 ноября
18:00 21 ноября
17:20 21 ноября
16:50 21 ноября
16:20 21 ноября
15:30 21 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.