Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Однобокая правда “Иного Челси”

[16:42 10 мая 2011 года ] [ УРА-Информ, 26 апреля 2011 ]

В минувшую пятницу, 22 апреля, в Донецке состоялся показ документального фильма “Иной Челси”, снятого немецким режиссером Якобом Пройссом.

Главными героями истории из Донецка стали простые жители города, работающие на шахте “Путиловской”, секретарь Донецкого горсовета Николай Левченко и футбольный клуб “Шахтер”, любовь к которому связывает самых разных людей...

Вообще идея рассказать донецким о донецких сама по себе выглядела смело и в чем-то самонадеянно. “Интересно, что нового могут рассказать нам о нас?” — размышляли журналисты в ожидании показа. С другой стороны, было любопытно увидеть, какими предстали Донецк и дончане перед зрителями Германии, Нидерландов, Чехии, Киева... Какое оно, лицо Донбасса? Что будут думать о нас живущие в благополучной Западной Европе? И вообще, какое оно, документальное кино о Донецке?

Фильм дал ответы на все вопросы. Исчерпывающие. Точнее, даже чересчур исчерпывающие. Похожие на ярлыки, от которых избавиться очень непросто, хотя режиссер картины Якоб Пройсс и настаивал на безоценочности того, что показал зрителям о Донецке. Но западные принципы нейтральной подачи материала имеют одну очень интересную особенность — при внешней объективности стиль комментариев таков, что зритель просто обязан сделать выводы, ненавязчиво подсказанные авторами, отчего получается однобокая и при всей динамике, статичная картинка, глянцево-лубочная, аляповатая и поверхностная, в лучших традициях двойных стандартов, успешно исповедуемых западными демократиями.

ПРИНЦЫ И НИЩИЕ “ИНОГО ЧЕЛСИ”

Уже с первых кадров режиссер задает тон, напоминая об “оранжевом” Майдане и утверждая, что выборы 2004 года были сфальсифицированы. И далее, как по нотам, разыгрывает свою партию, во многом утрируя и передергивая факты. Почти полуторачасовое действо больше походит не на документальный фильм, а на пособие по манипулированию сознанием.

В итоге после просмотра осталось крайне неприятное послевкусие. “Я не люблю, когда мне лезут в душу, особенно, когда в нее плюют”, — писал великий Владимир Высоцкий. Дончанам не просто залезли в душу. В нее плюнули, прикрываясь высокими разговорами о демократии, гражданском обществе и тем, что еще восемь или девять лет назад съемки такого фильма были бы невозможны. Что же, демократический прорыв Украины не может не радовать, но в то же время мы по-прежнему предстаем перед Европой диковатой страной, населенной принцами и нищими...

В роли принца в “Ином Челси” выступил секретарь Донецкого городского совета Николай Левченко, молодой перспективный политик. Как и многие в Украине, Левченко пришел на госслужбу из бизнеса, и, в отличие от многих, не стесняется об этом говорить. Наверное, уже за это его можно уважать — он не пытался казаться в фильме лучше, чем есть на самом деле, или прикрываться показной скромностью и аскетизмом. Его образ жизни во многом отличается от жизни простых горожан, но мы сами однажды выбрали именно этих людей во власть, а в октябре прошлого года подтвердили свой выбор. Так что если и можем на кого-то пенять, так только на себя. Но это так, к слову.

Тем более, что Николай Левченко после картины был настроен критически по отношению к самому себе. “Нравлюсь ли я себе в этом фильме? Нет, не нравлюсь. Я не могу себе нравиться и выгляжу неприглядно — вы это видели. Стыдно ли мне? Нет, не стыдно. Потому что я был честным, искренним, я был таким, какой я есть. А за правду не может быть стыдно. Может быть стыдно за ложь”, — убежден Левченко.

И с ним трудно не согласиться. Искренность секретаря горсовета подкупает. Да, он подставил себя под удар. Возможно, даже не осознавая, на что идет, но тем не менее, когда зашла речь о показе фильма в Донецке, Николай Левченко не препятствовал тому, чтобы его увидели дончане. Он был готов к тому, что простые избиратели заглянут в его дом, побывают в его кабинете и салоне автомобиля и услышат неординарные и в чем-то неожиданные откровения. Он был открыт и непосредственен и не скрывал неприглядную украинскую правду — чиновники во власти живут много лучше своих избирателей. Но здесь Левченко не уникален, так что по сути ничего нового о власть имущих мы не узнали.

Сами же избиратели и еще одни герои “Иного Челси” — работники шахты “Путиловской” — также были вполне откровенны, не особо лестно отзывались о власти, радовались маленьким радостям и печалились маленьким человеческим трагедиям. Шахтеры Саша и Степанович и машинист подъема Валентина — из всей палитры образов, которые может представить Донецк, режиссером были выбраны именно эти трое. Работники старой шахты “Путиловской” на окраине Донецка. Обыкновенные работяги, всю жизнь отдавшие тяжелому, адскому труду, но при этом не строящие из себя героев. Они просто живут. Работают, общаются. Любят футбол. Могут пропустить рюмку-другую. Как и Левченко, не пытаются казаться лучше, чем есть на самом деле. И в этом они чем-то неуловимо похожи. Возможно, потому что выросли в одном краю, славящемся открытыми, гостеприимными людьми... В чем, кстати, мог убедиться и Якоб Пройсс, которого Николай Левченко назвал своим другом и заверил, что не откажется от этой дружбы даже после выхода фильма “Иной Челси”.

КОМАНДА МОЛОДОСТИ НАШЕЙ

Но не только открытость роднит героев фильма. Их общая любовь — футбол и футбольный клуб “Шахтер”, один из символов Донбасса. И Николай Левченко, и Саша, и Степанович, и Валя — все они ходят на футбол и болеют за “горняков”. Футбол в Донбассе давно уже нечто большее, чем игра. Громкие победы “Шахтера” последних лет — еще один повод гордиться родным краем. При всем уважении к Якобу Пройссу, все же лицо Донецка в Европе в последние годы делает именно “Шахтер”. Фильм немецкого режиссера останется не более чем “взглядом из Германии”, как сказал генконсул Германии в Донецке Клаус Цилликенс. Можно даже сказать, частным взглядом и во многом предвзятым...

В общем-то, при желании мы бы тоже могли бы отправиться в Рур, где самый высокий уровень безработицы в Германии, и снять фильм о тяжелой жизни бывших немецких шахтеров, а в противовес им показать успешных и при этом вечно недовольных рабочих из Баварии с завода по производству автомобилей БМВ. Или продемонстрировать, что говорят восточные немцы о западных, и наоборот. Было бы желание, а найти контрасты можно в любой стране, даже самой успешной и благополучной. И как вряд ли когда-то встретятся на трибунах “Донбасс Арены” Николай Левченко и работники шахты “Путиловской”, точно так же вряд ли в Германии возможно соседство на трибуне стадиона простых рабочих, пусть даже с завода БМВ, и, скажем, председателя ландтага Баварии...

Парадокс в том, что именно западное общество сформировало определенные стандарты и со свойственным ему цинизмом, пытается этими стандартами уколоть тех, кто по их мнению, еще не достоин того, чтобы разделить пресловутые европейские ценности. О чем это я, скажете? О футбольном клубе “Шахтер”, одном из лучших в Европе стадионе “Донбасс Арена” — в общем о том, что подарил городу Ринат Ахметов, названный в фильме “олигархом с сомнительным прошлым”. Эх, спросить бы у Якоба Пройсса: а кто из западных олигархов имеет безупречную репутацию? За кем не тянется шлейф скандалов и сомнительных историй? Опять политика двойных стандартов, ловко прикрываемая благими намерениями — рассказать нам о том, какие мы, и что нам нужно, а что не нужно... С соответствующими выводами.

Но мы-то знаем, что неутомимая энергия Рината Ахметова, более чем солидные инвестиции в клуб и, самое главное, совершенно искренняя и неподдельная любовь к футболу (что признает и Пройсс) стали основой того, что сегодня “Шахтер” играет на равных с ведущими клубами Европы. Мы знаем, что именно так формируется имидж нашего края. Мы знаем, что во многом благодаря работе, проделанной футбольным клубом “Шахтер”, Украина завоевала и отстояла право принимать Евро-2012. При этом мы просто обязаны строить пятизвездочные отели и стадионы, развивать инфраструктуру и приводить ее в соответствие с европейскими нормами. И мы не задаем вопроса “Зачем нам это нужно?”. Мы просто делаем и знаем, что работаем не зря. Значит, не так плоха наша страна. Значит, не все так мрачно в Украине, если Европа удостоила нашу страну кредитом доверия. И что-то подсказывает, что мы его оправдаем.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

И в завершение хотелось бы остановиться на двух примечательных деталях, как ни странно, связанных между собой. Уже упомянутый выше генконсул Германии Клаус Цилликенс отметил, что такой фильм о Донецке как “Иной Челси” — это то, что стоит показать и знать о нашем городе будущим туристам Евро-2012. Согласитесь, подобное заявление выглядит, по меньшей мере, странно — обычно туристам показывают лучшее, а не худшее...

А показали в “Ином Челси” действительно худшее. Режиссер Якоб Пройсс выбрал худшую шахту Донецка и не счел нужным упомянуть о том, что “Путиловская” начала выдавать на-гора уголь в 1919 году, а последний раз была реконструирована почти 40 лет назад — в 1973-м. И что шахту ждет новая жизнь — предприятие находится в стадии реконструкции, после чего будет добывать в год 1 млн тонн коксующегося угля... В настоящее время ее готовят к передаче в аренду. Ну, все в Донбассе знают, каков уровень зарплат и социальной защиты на самом известном АП — шахте Засядько. Так что вряд ли жизнь Саши, Степаныча или Вали изменится в худшую сторону... Кстати, живущие беспросветной, по мнению создателя фильма, жизнью простые шахтеры предстают во вполне достойных домашних интерьерах, ездят с любимой командой на выездные матчи — горячий фанат Саша побывал в Москве, Киеве и даже отправился в Стамбул на финал Кубка УЕФА. Правда, режиссер утверждает, что он потратил на эту поездку последние деньги... что же, попробуем поверить.

В фильме Якоб Пройсс говорит о том, что уже появилась чуть ли не примета — когда выигрывает “Шахтер”, то добывается больше угля. Но когда “Шахтер” выигрывает Кубок УЕФА, режиссер с грустью в голосе констатирует, что победа не помогла. При этом он как бы забывает, что 2009-й год в Украине запомнился не только исторической победой “горняков”, но и жесточайшими ударами экономического кризиса. При этом сам же говорит о том, что “оранжевые” проиграли президентские выборы, потому что слишком много пообещали и не выполнили, а противостояние “синих” и “оранжевых” называет тупиком, видимо, забывая, что во всем мире это называется формированием двухпартийной системы, присущей демократическим обществам. Не парадокс ли? Нет, не парадокс. А просто взгляд. Взгляд из Германии. С одной точки. Может быть, просто следовало выбрать иной ракурс? И тогда бы получился действительно “Иной Челси”, гораздо более полно отражающий всю многогранность и сложность жизни крупного промышленного города, выходящего из постсоветского периода и стремящегося к тому, чтобы сделать свою жизнь по-настоящему иной.

Наталия КАЗЁННОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.