Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Не бей лежачего, в лес не убежит

[17:49 17 октября 2011 года ] [ Зеркало недели, №37, 14 октября 2011 ]

Вне рабской зависимости украинцы весьма предприимчивы и чертовски работоспособны. Но для этого требуется одна существенная предпосылка — им нужно ощущать себя украинцами.

— А еще у нас есть невешалка.

— То есть вы хотите сказать — вешалка?

— Нет, именно то, что я и сказал, — невешалка. От вешалки мало проку, если на нее нечего вешать. А вот с нашей невешалкой совсем другое дело. На нее ничего вешать не надо, на нее уже все повешено. Нужно тебе пальто, иди и сними его!

Джанни Родари,  “Сказки о Джованнино-Бездельнике”

Подавляющее большинство украинцев не отнесешь к числу трудоголиков. Хотя разговоров о поисках лучшей работы (да и работы вообще) — хоть отбавляй. Но посмотрите хотя бы на иконографическое изображение пресловутого “казака Мамая”, эдакого бесшабашного лентяя, образцового бездельника. Круче здесь могут быть только русские с их сказкой-мечтой о Емеле на печи и волшебной щукой. Да и сам термин “трудоголик”, пожалуй, укоренился в нашем языке исключительно из-за ассоциации с другим, неизмеримо более распространенным термином. О работе придумано множество пословиц, но наиболее охотно цитируются только те, которые оправдывают лень.

Нет, разумеется, украинская классическая литература в стихах и в прозе изображала тяжелую, изматывающую работу наших предков. Но я намеренно употребил здесь слово “работа”, а не “труд”. Корень слова “работа”, говорящий о рабском его происхождении, очевиден. А каким может быть отношение раба к работе, тоже особо комментировать не надо. Да и происхождение слова “труд” все толковые словари тоже связывают с малоприятным времяпрепровождением.

Более свободное старинное украинско-польско-чешское слово “праця” этимологически связано с упорством и последовательностью в делах без указания на зависимость их делающего. Но “праця” — слишком древнее понятие, из времен родоплеменных. В наш просвещенный век дошел, к сожалению, лишь звук этого слова, а отнюдь не его вдохновенное содержание.

С одной стороны, национальные особенности мотивации к труду появляются тогда, когда появляется нация. Если брать современное значение этого слова и некоторую инфантильность нашей страны, то вроде все понятно — какая у детей мотивация? Поиграть да поесть, а не поработать да приготовить. Но ведь такое “отлынивающее” поведение не менялось десятилетиями: и при Советах, да и при царях тоже. Предприимчивость, смекалка — те имеют свои особенности, связанные с культурными национальными традициями. Чем древнее традиция, тем устойчивее навыки.

С другой — одна из научных теорий лени гласит о генетической предрасположенности. Этому тоже есть объяснение: с возникновением Киевской Руси с норманнами во главе, “понаехавшие” варяги отобрали у хазар их честных налогоплательщиков — древлян и полян. При смене власти, которая сначала сопровождалась снижением налогов, наши праотцы почувствовали тягу к самостоятельному труду. Киеву это не понравилось, и история закончилась убийством древлянских послов княгиней Ольгой и сожжением Коростеня варяжской дружиной и ее коллаборантами. Они и так не жаловали местных — в первой статье древнего свода законов “Русской правды” славянин — на последнем, седьмом месте в перечне людей, с которыми следует считаться, то есть за которых нужно платить штрафы. Ужесточение режима после древлянских бунтов окончательно превратило договорной труд в рабский. И с тех пор ничего не менялось.

С третьей стороны, есть психология труда как часть общей психологии, в которой исследуются мотивы любой деятельности и эмоции, с ней связанные. Подневольность лишает людей радости, отчуждение от результатов собственного труда констатировали и ранний Карл Маркс, и поздний Герберт Маркузе. Самостоятельность работы увеличивает риски и усиливает неврозы из-за большей беззащитности труженика.

Но на индивидуальном уровне картина меняется. Вне рабской зависимости украинцы весьма предприимчивы и чертовски работоспособны. Но для этого требуется одна существенная предпосылка — им нужно ощущать себя украинцами.

Уровень этой самоидентификации отчетливо прослеживается по характеру обустройства и ухоженности личных домов и хозяйств. Если проедете с востока на запад Украины — почувствуете разницу. Великолепные усадьбы “новых украинцев” не в счет. Во-первых, вы так и не увидите их за трехметровыми заборами. Во-вторых, хозяева лично пальцем о палец не ударили для собственного благоустройства. Это лишь те сугубо помещичьи исключения, которые подтверждают правило.

Географическая предопределенность теряется, если речь заходит об украинских гастарбайтерах. Украинцы с востока страны отличаются высоким трудолюбием на стройках и нефтяных полях России, с запада — желанные работники в Центральной Европе, Испании и Португалии. Эти мозолистые конкистадоры сами выбрали способ заработка, риски и перспективы. Там нет места унынию по поводу подневольности, а отлынивание от работы обойдется слишком дорого.

И все же лень и “сачкование” среди автохтонов если публично не приветствуется, то уж точно не осуждается, как в той же Центральной Европе или даже Японии. Для этого есть влиятельный, также исторически сложившийся демотиватор. Имя ему — воровство.

Как и слово “хулиган”, слова “вор, тать” первично означали убийцу, лоб которого клеймили раскаленным железом. Эволюция в сторону смягчения определения, особенно в последние двадцать лет, привела к тому, что воры, учинив бунт в социалистическом лагере, “замочили” старую коммунистическую администрацию и взяли власть в большинстве бараков.

Исчезло как явление трудовое воспитание детей, в прошлом веке заменявшее трудовое воспитание в семье. Учеба и наука перестали играть роль социального лифта для получения хорошей работы, превратившись в процесс получения справок об умственной полноценности. Что, конечно же, таковой никоим образом не гарантировало. Дети, копируя взрослых, начали тащить что ни попадя и торговать чем попало. Некоторые сгинули, некоторые выросли и преуспели.

Довольно обычная история для переходного периода, начиная с эпохи князей. Предприимчивые головорезы с небольшой толикой смекалки создали в том числе и те государства, которые сейчас нам надменно рассказывают о правилах морали и честного ведения бизнеса.

Украинская версия воровства как современной политической философии основывалась на революционном представлении о справедливости, при которой ограбить богатого, сжечь его дом и убить родственников представлялось благим делом. В новейшей истории, поскольку предполагалось, что СССР — государство богатое, грабить его было нравственно. Но государство развалилось гораздо быстрее, чем процесс грабежа вошел хоть в какое-то русло. Поэтому продолжали грабить правопреемников, которые оказались на порядок беднее, а аппетиты ворья остались прежние. Плюс ко всему западный консюмеризм принес нам высокие стандарты потребления, формируя у туземцев ажиотажный спрос на их “зеркальца и бусы” в виде чудовищно дорогих автомобилей, телефонов, часов, и прочей дикарской ерунды. Воровство превратилось в потребность. Бандитизм — в престижность.

В небогатые 90-е перед моим знакомым, весьма рослым и плечистым, на провинциальной дискотеке кто-то в прямом смысле рухнул на колени, спутав его с местным авторитетом: “Я тебя узнал! Возьми нас с братом в бригаду! Не пожалеешь!”.

Западная пословица о том, что не нужно спрашивать, откуда взялся первый миллион, для нас еще не актуальна — все слишком свежо, никого спрашивать не надо, сами все знаем. Потому и помалкиваем.

Таким образом мотивация труда заменяется мотивацией воровства. Есть ярчайшие примеры того, как люди из дикой глубинки становились состоятельными и влиятельными в кратчайшее время, и потом даже нанимали к себе на работу умных и честных — поэтому за недорого. Но мотивация воровством — не только более глубокая, но и более рискованная, так как содержит в себе элементы игры в секретность, будоражит и наполняет адреналином. Но это рискованно. Поэтому включается опция лени, как мечты о воровстве.

Но имеем то, что имеем, и работать приходится с теми, кто есть. Поэтому в Украине небезуспешно развился специфический тип взаимоотношений работодателя и рабочего, который можно назвать “снисходительным менеджментом” (Indulgence Management). Старая поговорка — “мы делаем вид, что работаем, а они делают вид, что платят” — трансформировалась в понимание того, что если в рабочий процесс закладывать “усушку и утруску”, совершаемую персоналом по мере потребности, то эффект выше. Правильная схема оплаты труда создаст ощущение, что работаешь на себя. Но если работнику еще и позволено получать “откат”, то он абсолютно уверен, что работает не на хозяина. И уже не просто работает, а по-настоящему “пашет”.

Слабое утешение, что мы не одни такие. Весь бывший Варшавский блок и бывшая Югославия живут сходными представлениями о роли труда в обретении личного счастья. Пока не уйдет обиженное на работодателей и ими же развращенное поколение, вряд ли общество будет готово бороться с теми чертами поведения, которые оно само считает весьма комфортными. Пообсуждать — извольте. Запад эту дискуссию нам навязывает в рамках своих представлений о божественности труда, основанных на протестантской этике. Только без оргвыводов.

Ведь у нас-то лишь бедный войдет в Царство Божие! Честно украденное — оставим детям. И — вперед по Библии, сквозь игольное ушко. А если чего запамятовали и забыли вынуть из карманов, то и не через такие проходные проносили. Зря говорят, что “в гробу карманов нет”. У наших — есть.

Так зачем лишать себя такой замечательной перспективы, бесперспективно горбатясь в этом бренном мире? Как-нибудь перекантуемся.

Олег ПОКАЛЬЧУК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
[2011-10-18 13:44:03] [ Аноним с адреса 194.44.142.* ]

Весь мир ломает головы как мотивировать людей хорошо работать. Но особенно преуспели те, кто делает деньги из воздуха - торговля финансовыми инструментами. Давно пора понять, что надувание пузырей, существующее на финансовых рынках, пора прекратить соответствущими запретами на законодательном уровне.Новейшая история показывает, что либо мир добровольно откажется от надувательства, либо так и не выберется из долговой ямы.

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.