Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Наш постправдизм: о чем говорит погром выставки в Киеве

[09:40 12 февраля 2017 года ] [ Українська правда, 10 лютого 2017 ]

Люди в балаклавах ворвались в помещение Центра визуальной культуры в Киеве, где 2 февраля открылась выставка Давида Чичкана “Утраченная возможность”.

По словам сотрудников центра, нападавших было до 15 человек. Они избили охранника, сорвали работы и исписали стены в выставочном зале словами “Слуги Москвы”, “Сепары” и “Слава Украине”.

Верхнее фото — часть экспозиции, открывшейся 2 февраля. Нижнее — та же часть ЦВК после погрома. Фото: Дмитрий Ларин

Это не первое нападение на представителей Центра визуальной культуры. 23 сентября 2014 люди в камуфляже напали на основателя ЦВК Василия Черепанина, избили его, переломали лицевые кости.

Тот инцидент до сих пор не расследован, несмотря на то, что в стране, где такое могло запросто произойти до Майдана, уже сменилась власть и верхушка полиции.

Собственно, об этом и выставка Чичкана. Как так вышло, что в стране, которая в ноябре 2013 заявила о своем намерении двигаться в Европу, право на общественную мораль захватили люди, которые не разделяют европейских ценностей? Почему появилась практика наказывать за инакомыслие? Почему люди, использующие эту практику, получают абсолютную индульгенцию от официальной власти и право на насилие, а жертвы оказываются незащищенными?

Сразу после открытия выставки лидер националистической организации С14, бывший боец батальона “Донбасс” Дмитро Резниченко призвал на своей странице в фейсбуке посетить выставку с недвусмысленным контекстом: “там одне комунiстичне чмо буде розказувати про фашизм на Майданi”.

Скриншот записи Дмитрия Резниченко из Фейсбука, которую он впоследствии удалил со своей страницы

Тогда организаторы решили на время закрыть выставку, чтобы избежать конфликта. На следующий день, 4 февраля, под ЦВК пришли девятеро молодых людей. Они пытались проникнуть в ЦВК, испортили баннер организации возле входа и сняли плакат выставки.

Через три дня пришли уже более подготовленные люди в масках и уничтожили “Утраченную возможность”, заменив ее, по сути, своей версией.

Самого Резниченко ни в первый, ни во второй раз в ЦВК не заметили, что лишает формальной возможности связать его призыв в фейсбуке с реальным участием в нападении. Точно так же действовал, например, Дмитро Корчинский, когда подстрекал своих “побратимов” блокировать телеканал “Интер” в сентябре 2016. Этот прием уже давно вошел в практику правых радикальных групп.

Интересно, что летом 2016 Дмитро Резниченко вместе с побратимами наведывался в ЦВК, только в качестве искреннего зрителя лекции российского акциониста Петра Павленского. После лекции он опубликовал фотографию, где он общается с ним в баре.

Очевидно, Павленский вызывал у него восторг, ведь он — борец с российским режимом, а враг твоего врага — твой друг. Враг твоего врага вряд ли станет критиковать то, что происходит у тебя в стране, попросту потому что ничего об этом не знает. Он сосредоточен на своем враге, которого очень легко поносить издалека. Близкие проблемы всегда неудобны и играют, как это часто звучит в украинском медиа-пространстве, на руку вражеской пропаганде.

Дмитрий Резниченко и Петр Павленский в киевском баре после лекции российского художника в ЦВК. Фото со страницы Резниченко в Facebook

То, что произошло с выставкой “Утраченная возможность”, красноречиво иллюстрирует процессы, которые идут в Украине с начала войны. В обществе осуждается критика действий государства и армии, даже если эта критика уместна, а радикальные группы выполняют роль “полиции нравов”, жестоко наказывающих критиков.

А реакция на погром выставки, в свою очередь, прекрасно иллюстрирует вошедший в обиход термин “постправда”. Среди комментариев к новости можно увидеть, как некоторые сеют сомнение в том, что в погроме участвовали именно “правые радикалы”, потому что никаких “опознавательных знаков” на них не было, а значит, громить мог кто угодно. Попадаются даже комментаторы, убежденные в том, что погром заказал сам художник, чтобы обеспечить успех выставке.

Истинные мотивы и контекст нападения замалчиваются либо вытесняются рассуждениями о прокоммунистических взглядах художника.

Все это напоминает классические разговоры об изнасиловании, когда “жертва сама виновата, потому что носила такие короткие юбки”. А еще — зеркальные по смыслу нападения “православных активистов” на выставки в России. Но об этом тоже неудобно говорить.

Работа на выставке “Утраченная возможность” после погрома. Фото: Дмитрий Ларин

Еще неудобно говорить о том, что внимание радикальных групп направлено почему-то не на решение реальных проблем — коррупция, нелегальный бизнес, военные преступления, контрабанда, а на сферу искусства и информации. Ее у нас считают сферой, заслуживающей наиболее пристального внимания, и получить свои бонусы от нападения на инакомыслие тут гораздо проще, чем от борьбы с настоящими преступниками.

Что ж, “Утраченная возможность” из плоскости выставочного пространства перешла в плоскость уголовного производства. Идеальная расшифровка одной из работ выставки: “Сталося що сталося, а не що хотiлося”.

Екатерина СЕРГАЦКОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
[2017-02-12 13:42:57] [ Аноним с адреса 188.165.150.* ]

[ Аноним с адреса 93.127.79.* ] Третий рейх тоже был правовым государством. Просто некоторые законы там позволяли лишать людей гражданских прав по этническим и идеологическим признакам. В этом смысле Киеву давно пора издать закон об унтерменшах. И ввести в аусвайсах отметку о степени идейной благонадежности и расовой знакокачественности.

[2017-02-12 13:25:54] [ Аноним с адреса 93.74.123.* ]

Ненавижу художников Не разбираюсь в живописи Иное дело заложники Арестовал их Выпустил Вот это я вам скажу инсталляция А не вы со своими ящиками Разноцветными кляксами Ну ладно идёмте Мальчики У нас есть дела поважнее Вы двое со мной Ты на вышке Замаскировать батарею Эх Не подведите картишки Хундертвассер Ты прекрасен Хунта вассервага Мне итог Предельно ясен Трибунал Гаага!

[2017-02-12 12:03:15] [ Аноним с адреса 93.127.79.* ]

А как же свобода выбора, вероисповедания, политсимпатий и т.д.? Вы же говорите "правовое" государство наша цель!

[2017-02-12 11:28:07] [ Аноним с адреса 46.211.113.* ]

А шо ж вы хотели, родные? Болезненные художественные фантазии на тему погибших за Родину украинцев обязательно встретят отпор со стороны их родных и побратимов. Тот Чичкан - самовлюбленное чмо, и не талантливое, судя по работам. Хай в мааскву свозит эту выставку: его зритель - там, судя по всему. Еще и за статус антибандеровского великомученика доплатят. И хватит размазывать сопли шо "мы же стремимся в Европу". Мы им нахуй не нужны и туда не стремимся. Наша цель - правовое государство и отпор московскому нацизму. А Чичкан - тоже мне, Чарли хебдо недоношеный.

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.