Здание, расположенное совсем рядом с фундаментом башен-близнецов, противники называли “мечетью победы” ислама над Америкой, а сторонники — символом свободы и равенства всех конфессий в США. Тем не менее, сама церемония открытия спорной мечети прошла на удивление спокойно и тихо, хотя дело было всего через пару недель после десятой годовщины терактов 11 сентября.
Мусульманский общественный центр Park 51 (назван так по своему фактическому адресу: Park Place 51) расположен в двух кварталах от того места, где когда-то находился Всемирный торговый центр, между Западным Бродвеем и Church Street. От плана ажурного 13-этажного здания, разработанного международной студией SOMA Architects, сейчас реализован только первый этаж. На остальное пока нет денег, и сбор их займет у авторов проекта еще какое-то время.
Внешне здание пока осталось старым, и снаружи, натурально, находится чуть ли не в строительных лесах. Так что планы по созданию многофункционального и общедоступного центра с театром, бассейном, спортзалом, баскетбольной площадкой, кулинарной школой, книжным магазином и игровой комнатой пока остаются только отдаленной перспективой. Тем не менее, выставочное пространство на первом этаже и молельное помещение там же, слева закончены и открыты публике. Народу, правда, на выставке пока немного: вряд ли наберется больше двадцати человек, включая смотрителя и охранника.
Задачу центра ясно выражает красивая картинка у входа, на которой не сразу, но читается надпись “coexist” — “сосуществовать”, составленная из набора символов, в том числе религиозных. “Пространство для молитвы, кстати, открыто уже на протяжении двух лет”, — говорит Альфонсо, охранник. На пятничную вечернюю молитву собирается порой до пятисот человек. Вот отгородочка для женщин (показывает). Когда вся комната занята, молящиеся спускаются на минус первый этаж. Там на полу разложен тот же зеленый полосатый ковролин, что и наверху, а по соседству планируется открыть танцевальную студию. Отгородки, правда, нет — все женщины умещаются на первом этаже, потому что женщин приходит в разы меньше, чем мужчин.
Выставка, которой и открылся “Парк 51”, называется NYChildren и состоит из 169 фотографий еврейского фотографа Дэнни Голдфилда. Как пошутил во время церемонии открытия куратор центра, фотографа выбирали специально, чтобы подчеркнуть мультикультурность центра.
Несколько лет Голдфилд снимал детей Нью-Йорка, рожденных в разных странах мира. В NYChildren запечатлены дети из Украины и Нидерландов, Эстонии и Южной Кореи, Индии, Израиля и еще десятка стран, сейчас живущие в одном из пяти округов Нью-Йорка. Некоторых стран, правда, не хватает: например, Джибути и Центрально-Африканской Республики, Малави и Северной Кореи. На стене висит личное обращение фотографа к семьям из недостающих стран, призывающее помочь дополнить выставку своим участием.
Посетители, хотя пока и немногочисленные, пришли в “Парк 51” не случайно, а намеренно. Посмотреть, что на самом деле происходит в нашумевшей мечети. В основном это люди, живущие неподалеку.
“Безусловно, хорошо, что такой центр открылся, — говорят Лорен (журналист) и Стив (архитектор). — Все, что на пользу обществу, а значит, всем нам, — по умолчанию, хорошо”.
Финансист Кристен пришла на выставку с мужем и двумя детьми в двухэтажной коляске. “Людям, которые выступали против открытия этого центра и сеяли раздор, должно быть стыдно, — считает она. — Конечно, процесс создания центра мог бы быть организован получше, но ведь никто не идеален”.
Один из разработчиков проекта исламского центра “Парк 51” Шариф Эль-Гамал тоже считает, что упущения есть. “Неправильно было то, что мы не подключили никого из родственников погибших к проекту на более ранней стадии, — сокрушается Шариф. — Зато теперь мы их активно вовлекаем, в том числе в деятельность попечительского совета центра”.
Американская общественность так сильно вымоталась во время дебатов о том, стоит ли открывать мечеть так близко от места терактов, что сама процедура открытия исламского центра “Парк 51” прошла почти незамеченной. Красную ленточку перерезал Рана Содхи — переехавший когда-то из Индии в Аризону сикх. Его брата Бальбира убили спустя несколько дней после 11 сентября 2001, ошибочно приняв за араба. По всей стране тогда прокатились межнациональные столкновения, спровоцированные трагедией, а в аризонской глубинке отличить сикха от араба было некому.
Рана в ответ решил не прятаться дома и не жить в страхе всю оставшуюся жизнь, а наоборот, пойти и познакомиться с людьми в соседних домах и в округе, чтобы таким образом избежать дальнейшего насилия в отношении своей семьи. Именно история семьи Содхи вдохновила фотографа Голдфилда на идею детской выставки, иллюстрирующей мультикультурность Нью-Йорка. Еще ему очень хотелось бы, чтобы в новом центре побывали противники проекта. Те, кто обвинял в трагедии 11 сентября всех мусульман мира.
Пока это только начало: для полного воплощения идеи нужно дособрать денег и доделать здание со всей его прекрасной начинкой. Тем не менее, начало это вполне многообещающее, и главное, очень востребованное — ведь при всей естественной толерантности, присущей жителям Нью-Йорка, при всей взаимной заботе друг о друге и трогательной социальной рекламе в метро “Вежливость заразительна. Начни с себя”, шрамы, полученные американцами в сентябре 2001 года, еще болят.
Ксения ПРИЛЕПСКАЯ-ГРУБШТЕЙН
Что скажете, Аноним?
[11:40 26 ноября]
13:00 26 ноября
12:30 26 ноября
12:20 26 ноября
12:00 26 ноября
11:50 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.