Синяя рука, которая появилась в Киеве около постамента Ленина, уже неделю не дает покоя киевлянам. В сети распространяется множество мемов и предположений — что же означает этот объект современного искусства? Среди вариантов — зига, пресловутая рука Кремля, рука мертвого Ленина, рука проктолога, рука замерзшего без горячей воды киевлянина...
На самом деле арт-объект называется Middle Way, его автором является румынский скульптор Богдан Раца (Рата). Скульптуру установили в Киеве по инициативе посольства Румынии, которое везде продвигает свой проект “Moving Monuments” (движущиеся памятники). Как следует из названия, синяя рука в центре Киева не навсегда — через какое-то время ее повезут в другой город. Но как долго любоваться арт-объектом придется киевлянам — пока не сообщалось.
Как пояснили в киевской мэрии, гигантская синяя рука, которая одновременная и левая, и правая, символизирует дружбу и единство. Но, очевидно, глубинный смысл этого объекта современного искусства в Украине поняли далеко не все.
“Страна” опросила украинских скульпторов — что они думают о творении своего румынского коллеги, почему появление синей руки вызвало такой шок в украинском обществе, и что все-таки надо делать с остатками от памятника Ленину.
Андрей Липовка, скульптор:
“То, что в Украине появляется современное искусство, да еще и иностранное — это плюс. Минус — то, что еще до того, как установить эту синюю руку, не было широкого обсуждения.
То негодование и протест в обществе, который вызвала эта синяя рука — это протест не против конкретной скульптуры, а против того, как она появилась и где. Это место очень спорное из-за того, что раньше там стоял Ленин. Должно пройти какое-то время до того, как люди станут готовы принять что-то другое. С этим местом нужно работать очень аккуратно.
К тому же, это же центр города, сама зона установки памятника застроена с определенным характером. Было два варианта, как работать с этим пространством. Либо сыграть на контрасте — как с театром на Андреевском спуске, в народе прозванным “Черный куб”. Либо вписать скульптуру в существующий ансамбль. Оба решения имели бы право на жизнь. Но контраст — всегда скандальный.
И человек, который курировал установку синей руки на Бессарабке, осознавал, что будет резонанс и скандал. Что он ожидал, то и получил.
Я думаю, что тот румынский скульптор Богдан Раца даже не понимал, на что он подписывается. Он не находится в контексте наших реалий, и, скорее всего, не в курсе, что это за место. Ему сказали — где-то в центре. Ну, в центре так в центре. То есть, вряд ли это было с его стороны осознанное решение. Скорее всего, это у того, кто курировал этот проект, была задача — сделать скандал. Либо же какие-то энтузиасты сделали это несознательно, такое тоже бывает.
Согласен, что надо приучать наш народ к современному искусству. Но это надо делать постепенно, можно было начать с других площадей. А у нас получился скандал ради скандала.
Отдельный вопрос — странный выбор скульптора. Почему из Румынии? Почему именно этот человек? Чтобы эта фамилия шумела и была в перших эшелонах мировой скульптуры — я бы не сказал. Где-то он более известен, где-то менее, а в Украине его вообще знают единицы. У нас люди привыкли, что на знаковых местах должны быть скульптуры знаковых людей, а не каких-то ноунеймов.
Лично я сам факт существования такой скульптуры одобряю. Эта рука как объект современного искусства имеет место быть. Но как именно изображена это рука, с эстетической точки зрения, мне не нравится. Это не самая приятная и красивая вещь.
Мое мнение, как разрулить эту ситуацию. Нужно убрать все, что там осталось от Ленина, и официально от города раз в году выставлять на этом месте скульптуру известного зарубежного скульптора. Выбирать эту скульптуру должна специальная экспертная комиссия с широким обсуждением в обществе. А каждую предыдущую скульптуру вывозить в специальное место в каком-нибудь парке. Таким образом через десять лет у нас в Киеве появится парк современных скульптур всемирно известных авторов. И даже люди, которые далеки от искусства, каждый день проходя мимо этих скульптур, будут привыкать к ним. Это был бы интересный долгоиграющий проект, и не скандальный, и повышал бы общий уровень культуры народа.
В целом — нужна грамотная организация этого пространства. А так во всем этом ощущается непрофессиональный подход. Как будто какие-то воришки ночью прибежали и просто бросили эту руку на Бессарабке, а вы теперь, мол, живите с этим”.
Алексей Золотарев, скульптор:
“Категориями красиво/не красиво об этой скульптуре лучше не судить. На мой взгляд, это достаточно серьезная работа. И я считаю, что это хорошая инициатива посольства Румынии — установить в Киеве этот объект. Установить временно, так как он путешествует по миру. Отсюда и название проекта — “Движущиеся монументы”. То есть это не просто скульптура, а скульптура с историей. До этого вариант такой работы (красного цвета) стоял в Лиссабоне. И никакого общественного возмущения не вызвал.
У нас же этот объект восприняли через призму собственных стереотипов, комплексов. Большинству граждан в голову сразу приходят определенные ассоциации. Зига, рука проктолога, перчатка на банке с бродящим вином и тому подобное. Уровень образования и культуры часто не позволяет обществу принимать что-то новое, объективно его оценивать. Постоянно присутствует безосновательная и неадекватная критика. Мы, как страна с постколониальным синдромом, привыкли, что против того, что нам представили, никак нельзя протестовать. Сейчас у нас появилась такая возможность, поэтому каждый протестует по любому поводу, как хочет. Но объективной критики нет. Если любого комментатора попросить аргументировать свою реакцию и ассоциацию — мало кто сможет ответить внятно.
И в то же время, почему в обществе не обсуждается художественное решение памятника Черноволу? Гонгадзе? А памятник Илье Муромцу — это же вообще абсурд: мы живем в 21 веке, а у нас появляется памятник, напоминающий монументы трехсотлетней давности, напечатанный на 3Д-принтере. Мы же по сути вкусово воспитываемся на “новоделах”, кривляющих примеры искусства прошлых веков, что касается и архитектуры, в том числе.
Для меня намного важнее была бы общественная дискуссия по поводу необходимости памятника Илье Муромцу, чем объекта Богдана Раца на Бессарабке. Это работа скульптора, который концептуально работает с реакциями человека, подвергая их деструкции, мутации. Вы видели, что он создает? У Богдана Раца же на самом деле ужасные, отвратительные скульптуры в представлении “обывателя”. Это еще хорошо, что в Киеве не появились другие его работы — изображение частей тела человека, или торс с гениталиями. Представляете себе реакцию зрителя? Так вот если бы наше общество прошло все этапы культурной эволюции, не было бы непринятия даже таких работ. Была бы дискуссия, но не было бы обиды, негатива. А “синяя рука”, подчеркну — довольно толерантный объект автора, который создает вещи и намного более критичные.
Другой вопрос — что киевская власть неправильно преподнесла этот объект общественности. Тут я соглашусь, что они не подготовили людей, не объяснили, что это и о чем это. Но это не художник, не концепция плохая. Зритель не совсем готов воспринимать современное искусство. Посмотрите на арт-объекты, которые появлялись в Киеве за все годы независимости — по большей мере, это просто безвкусица. Это не современное искусство. Это рудимент вперемешку с непрофессионализмом. Поэтому объект румынского художника сейчас появился очень кстати. Вызвал дискуссии — и хорошо. Показал, что дискуссии нездоровые — очень хорошо. Зато у нас появилась возможность донести людям, что скульптура может быть современной, и что она никому ничего не должна. Это высказывание художника, его критический взгляд.
Если рассматривать ее концептуально, это интересный проект — две ладони, соединенные в одну будто бы в молитвенном жесте. Хотя, казалось бы, просто рука, что с ней придумаешь — а автор по-новому ее подает. Честно — я не знал до этого о Богдане Раца. Теперь знаю. И это еще один плюс, что его скульптура появилась в Киеве. Я выступаю однозначно за такие объекты. В принципе монументы в движении — это очень интересно, актуально, современно. Мне бы очень хотелось, чтобы идея установки временных скульптур на месте памятника Ленину прижилась”.
Алиса Забой, скульптор-художник:
“Подобные “скульптуры” имеют право на существование, но выбор места должен быть оправданным. С профессиональной точки зрения эта скульптура мне чужая. Величина, цвет и месторасположение — главные претензии.
Как по мне, выбор места неудачный. Прежде всего, потому, что там был Ленин. И меня лично это огорчает, потому что я считаю, что четыре года назад был уничтожен один из лучших памятников периода социализма, уничтожен варварски. Теперь на этом месте появилась эта синяя рука. А мы помним, что на этом памятнике рука Ленина как раз указывала в сторону Бессарабки. Так это что, десница Ленина поднялась с того света? Или как понимать месседж этой скульптуры?
Да и в принципе сам этот архитектурный ансамбль подготовлен и предназначен для того, чтобы устанавливать там памятники историческим лицам или событиям. Это место для монумента, а не для временных инсталляций.
И потом, наше общество в принципе не готово к такому эпатажу. Да еще и так внезапно. Поставили эту скульптуру среди ночи, утром все проснулись и бац — синяя рука торчит в центре Киева.
Это из той же серии, что памятник Илье Муромцу, отлитый в формах на 3Д-принтере — это для меня было такое же потрясение. Там нет творчества, нет ответственности автора, даже исторической правды нет. Это какая-то васнецовская компиляция, один из худших вариантов кича. И Киев в последние годы постоянно засоряется таким дурновкусием. Оно все какое-то несоответствующее, случайное, временное, “пластиковое”. Появление этой синей руки в центре Киева — лишний повод в целом поговорить о позорном состоянии улиц столицы.
Нет в Киеве Генплана — глобального плана развития города, нет и культуры, нет и ответственности за городскую среду. Где скульптура должна нести смысл, выполнять организационную функцию. А эта синяя рука что? Ну, привлекла внимание, ну, поговорили о ней — и все. Большего я за этим не вижу.
Я не могу сказать, что это современная скульптура, современная культура. Как способ отдельно взятого художника высказаться — может быть. И если бы она стояла где-то за чертой города, в пригороде, да даже на Трухановом острове — это было бы нормально. Но тут моя душа протестует, потому что я отношусь к скульптуре в центре города с особым трепетом. Нельзя разрушать городское пространство, а это как раз и есть это брутальное вмешательство в городскую среду. В центре Киева сложился определенный архитектурный ансамбль. А вот эта синяя рука его рвет”.
Петр Гронский, скульптор:
“Если бы эта скульптура оставалась в центре Киева навсегда, тогда это вызвало бы у меня вопросы — почему именно этот арт-объект, почему именно этот автор? Но поскольку синяя рука там на время — вообще ноль вопросов.
Тем более, что и до этого на месте памятника Ленину уже были временные инсталляции Тани Войтович, фонда “Изоляция”, иранского художника и других зарубежных мастеров. Подобный опыт со сменными экспозициями есть и в других городах. Например, в Лондоне на Трафальгарской площади есть открытый постамент, на котором разные британские и зарубежные авторы по очереди выставляют свои инсталляции. Каждая стоит по 1-2 года, их выбирают по открытому конкурсу.
Наверное, пока что на месте Ленина не должно быть никакой стационарной скульптуры. Тут главное, кто это будет определять? Когда чиновничьи комиссии на уровне мэрии такие вопросы решают за закрытыми дверьми — это дремучий совок. С другой стороны, когда какие-то энтузиасты во дворе начинают лепить из покрышек лебедей в центре города — это тоже катастрофа. Мое мнение — этим должна заниматься экспертная, именно экспертная комиссия из скульпторов, художников, киевоведов, урбанистов, архитекторов, общественных деятелей, представителей местных властей. С широким обсуждением в обществе.
Знаете знаменитую историю о скульпторе Ричарде Серра? Он поставил в Нью-Йорке высокую металлическую стену, которая по диагонали перерезала одну из площадей города. Сразу посыпались петиции от недовольных граждан, которые требовали демонтировать эту стену, она им мешала. И в итоге ее все-таки убрали. То есть даже такой знаменитый скульптор оказался не готов к тому, как в обществе воспримут его творение.
Я к тому, что конфликтные ситуации между художниками и общественностью бывают всегда и везде. Многие люди в любой стране неоднозначно относятся к тем или иным произведениям современного искусства. У нас на это накладывается еще и недостаточный уровень культуры в обществе, который происходит от недостатка образования. Мы знаем о классиках украинской литературы, таких как Шевченко и Франко, нас этому учат со школы. Но об украинском искусстве в принципе, тем более о современном, мы знаем очень мало. Этому не учат, к сожалению. Поэтому, как только наши люди видят что-то непохожее на то, что они привыкли видеть, они негодуют. Киевляне спокойно воспринимают в 21 веке памятник былинному персонажу Илье Муромцу — и все довольны, что можно прийти и посмотреть на дядю на коне. А когда нужно включать критическое мышление и задать вопрос — что это за сииняя рука, почему она здесь, какой она несет подтекст, — то сразу начинаются шутки про Фантомаса, руку Кремля, и что вообще лучше бы была колбаса по 2.20, чем эта скульптура.
Недавно проходила выставка современной скульптуры в парке “Наталка” на Оболони. И некоторые прохожие реагировали дико, они буквально говорили — что это за фигня, зачем вы это сюда притащили, заберите обратно на склад металлолома. Причем это были серьезные скульптуры известных авторов, профессионалов.
Но если не делать подобные проекты вообще, ничего в обществе не поменяется.
На самом деле, об этом государство должно думать — как культурно развивать своих граждан, просвещать их. В идеале очень хочется, чтобы у нас появился парк современной скульптуры, в котором будет постоянная и сменная экспозиция. Есть очень известные украинские скульпторы, чьи работы достойны были бы места в этом парке.
Хочется как можно больше новой современной скульптуры в публичном пространстве. Чтобы люди понимали, что скульптура — это не только памятник кому-то, который должен проповедовать какие-то идеалы или идеи, или просто радовать глаз, как какой-то Ежик в Тумане. Надо, чтобы наши люди привыкали, что скульптура — это не только когда красиво и понятно. Современная городская скульптура — это что-то, что задает вопросы”.
Иван Гамольский, скульптор:
“Я не против этой руки, но она просто не подходит к этому месту. Она могла стоять где-то на Подоле, в районе Глубочицкой в скверике, где-то на Оболони, в районе Дарницы. Но не в центре Киева — это же просто адский беспредел.
И потом, вообще, кто эту руку туда водрузил? Кто это решил? Были какие-то слушания, общественные обсуждения? Такие вещи нужно проводить через открытый конкурс. И никто не знает, сколько это стоило, кто за это заплатил. А установить такую скульптуру недешево, поверьте мне. Скорее всего, потратили бюджетные деньги. Но конечно, потом они скажут, что это румыны нам подарили. А почему именно румыны? Почему не албанцы, не японцы? Очень странная история.
Вообще, я убежден, что там должна стоять скульптура украинского автора. В Украине полно талантливых скульпторов, которые сидят без работы. Полно молодых креативных скульпторов с прекрасными проектами. Но в Украине предпочитают румынские голубые руки.
Лучше бы дали нашему, украинскому скульптору заработать! Выделили бы деньги бюджетные официально, или нашли бы какого-то мецената, который бы это оплатил — почему нет? Тем более предлагали же кучу проектов — что сделать на месте памятника Ленину. Тот же Гарик Корогодский (совладелец ТЦ “DreamTown”) предлагал построить там мост влюбленных, и готов был сам за все это заплатить. Хотя мне лично этот проект тоже не очень нравится, и многим не нравится — но это не синяя рука! Которая из земли торчит и куда-то в небо зигует. Или же это рука проктолога, добравшаяся до задницы Украины и таки влезшая в неё в самом центре столицы? Или голубые перчатки, надетые на бутыли с импровизированным компотом “Русалочка”?
Анатомически в принципе может быть такая рука. Но она не должна стоять именно там, на Бессарабке. Это не место для нее.
Думаю, эта синяя рука там не приживется. Вот увидите, ее озабоченные граждане с факелами вынесут просто, как до этого вынесли Ленина оттуда. Будут пилить ее, взрывать. И так в Украине обстановка накаленная. Зачем будоражить? Не пойму. Все это какая-то очень глупая история”.