Общение культур на таком уровне стало массовым. Станет ли оно более глубоким? Придем ли мы к тому, чтобы каждый мог подобрать себе по вкусу не только кухню и одежду, но и мировоззрение и законы и права?
Люди Запада научились ценить и глубоко изучать культуры только ко второй половине XIX века. До этого открытие чужих цивилизаций оборачивалось их подчинением, эксплуатацией, а иногда и уничтожением. Но в наше время культурное разнообразие — первый пункт политкорректной повестки дня, нетерпимость — дурной тон, а уважение — хороший.
Самая масштабная и до сих пор, пожалуй, не завершенная история в этой области — это открытие культур Японии и Китая западными художниками, коллекционерами, дипломатами и коммерсантами. Этот процесс похож на взаимное ученичество. Гравюры японцев изменили ход истории искусства на Западе, восточные духовные учения заставили европейцев и американцев мыслить и думать иначе. В свою очередь, западные технологии производства, наука, образование и методы госуправления изменили ход истории Азии.
В активном взаимном обучении прошло почти 150 лет, и сейчас каждый при желании может не только перейти на индийскую, например, кухню, но и начать смотреть на мир глазами этой культуры. Речь не только о физических упражнениях, но и о законодательстве. Можно выбрать законы и юрисдикцию, в которой решать деловые конфликты, — это называется “форум шопинг”.
В одной стране хорошо думают, в другой — делают прекрасное вино, в третьей — хорошо судят и разграничивают права. И совершенное чудо нашего времени в том, что воспользоваться лучшими достижениями этих далеких культур мы можем, не разрываясь физически между Японией, Францией и Британией.
Более того, мы можем, взрослея, открывать для себя “Италию”, потом, к примеру, “Норвегию”, а потом — “Аргентину”. То, на что у стран уходило по сотне лет, человек может проделать несколько раз в течение одной жизни. Можно ведь взять лучшее от каждого мира и создать свой — уникальный и подогнанный по фигуре. Можно вырасти из внутренней “Ямайки” и стать “Швецией”. А если каждому из нас так легко воспользоваться плодами других культур, то почему бы не добиться того же самого для всех вместе, то есть для целых обществ? Ведь это естественный следующий шаг. Почему выбирать не может целое общество?
Может! И многие общества такой “шопинг” ведут и даже неплохо справляются с подбором институтов по себе. Но справляются далеко не все. Это, оказывается, очень трудно.
Трудность объясняется двумя причинами. Во-первых, нужно доказать, какие из институтов, претендующих на звание лучшей практики, действительно лучшие. Нужно понять, что причина, а что следствие. Например, защищенные права собственности ведут к процветанию (более вероятно именно это) или процветание рождает спрос на защиту прав — об этом идут споры до сих пор. Во-вторых, нужно этот коллективный “шопинг” организовать. Проголосовать, например, или громко хором сказать: хотим сами выбирать своих представителей. Общество гораздо инертнее человека. А вокруг процесса принятия таких решений бывают не только споры, но революции и войны.
А ведь восхищение японской гравюрой и шведской демократией — явления одного порядка. И то и другое — достижения культуры, которые вполне можно изучать и заимствовать. Но подражать японской гравюре почему-то легче, чем шведской демократии. Первое — не вызывает революций. Или я ничего не понимаю в японской гравюре.
Максим ТРУДОЛЮБОВ
Что скажете, Аноним?
[17:10 27 ноября]
[13:15 27 ноября]
17:50 27 ноября
17:40 27 ноября
17:00 27 ноября
16:50 27 ноября
16:40 27 ноября
16:30 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.