Вечером 7 февраля неизвестные разгромили выставку украинского художника Давида Чичкана “Утраченные возможности”. Как рассказали сотрудники киевского Центра визуальной культуры, в дверь Центра постучала девушка, а когда охранник открыл дверь, внутрь ворвались около 15 молодых людей, которые избили охранника. Нападавшие разбили стены, расписали их, забрали часть работ, после чего покинули здание. По свидетельствам очевидцев, погром продолжался около пяти минут, нападавшие выкрикивали лозунги. Они также обрисовали стены надписями вроде “Слава Украине!”, “Слуги Москвы”, “Сепар” и др.
Речь идет о выставке художника Давида Чичкана “Втрачена можливість” (”Утраченная возможность”), посвящена осмыслению событий, произошедших в Украине после Революции достоинства. Выставка открылась 2 февраля, а 4 февраля автор должен был провести экскурсию и рассказать о своих работах. Но в субботу Центр визуальной культуры был закрыт, а спустя несколько дней выставку и вовсе разгромили.
Давид Чичкан — сын эпатажного украинского художника Ильи Чичкана, который в 2009-м представлял украинский павильон на Венецианском биеннале. Впрочем, Давид хоть и пошел по стопам отца, но в другой плоскости — первую и последнюю совместную выставку они организовали еще в 2008-м. С тех пор — каждый сам за себя. Чичкан младший именует себя анархистом, последовательно выступает против войны и фашизма. Он активист организации “Черная радуга”. В манифесте “Радуги” написано, что она позиционирует себя как анархистская, антикапиталистическая, феминистическая, антиклерикальная, антинационалистическая, антимилитаристская, антигомофобная и антиавторитарная организация. “В качестве сверхцели она ставит себе построение бесклассового общества свободных и равных личностей, где отсутствуют иерархия и угнетение”.
Давид, кстати, был участником Майдана, но работы, представленные на “Утраченной возможности”, не вписываются в канон трагически-восторженного восприятия тех событий. Журналистка Анна Пароваткина, характеризуя экспозицию, отметила: “Драгоманов, Леся Украинка, Иван Франко были социалистами. Майдан стоял за Европу, но пошел “вправо”. И пришел на войну “всех против всех”. Младенцы надели камуфляж и каски. Вместо бирок, чтобы с рождения до смерти точно отличать чужих от своих, на них шевроны — сине-желтые и цвета “Аквафреш”.
В официальном анонсе выставки было указано: “По мнению автора, Майдан для украинского общества — это упущенная возможность осуществить социальную революцию: не защитить достоинство, а в конце получить достойные условия жизни. В сериях графических работ художник раскрывает причины и говорит о последствиях этой потери, среди которых “декоммунизация” — парадоксальное явление, которое кристаллизует в себе признаки контрреволюции на фоне политического невежества. Давид Чичкан иронично предлагает ее поклонникам быть последовательными и “декомунизировать” не только наследие советского государства, но и украинских социалистов — Ивана Франко, Михаила Драгоманова, Леси Украинки. Художник отмечает, что низкий уровень политической культуры украинского общества обусловливает “декоммунизации”, а низкий уровень политического сознания на постсоветском пространстве в целом расширяет возможности пропагандистской машины реакционного Кремля”.
Еще до официального открытия вокруг “Утраченной возможности” начались бурления. В частности, в Facebook представители праворадикальных организаций начали призывать своих соратников показать, что “майдановцы тоже разбираются в живописи”.
“Какой-то коммуняка понамалевывал картинок. Основной месседж в том, что Майдан был неправильным и фашистским, надо было отдать его левым, и они бы построили рай на земле. И, конечно, все несогласные — агенты Кремля и шатуны”, — написала на своей странице Виктория Резниченко. И добавила: “Я с симпатией отношусь к леворадикальным течениям, пока они с нами по одну сторону баррикад. Как к милым чудикам”.
Супруги Виктория и Дмитрий Резниченко — активисты Евромайдана, оба были на фронте (Дмитрий был серьезно ранен под Иловайском). Сегодня Резниченко — известные общественные деятели, отстаивают права политзаключенных и продолжают дело революции. В 2016-м Дмитрий объявил о создании движения “Новый огонь”, задачей которого было определено сохранение ценностей Майдана. Дмитрий Резниченко известен своей радикальной проукраинской позицией — в росСМИ его иначе, как нацистом, не называют. Сам он неоднократно говорил, что украинская революция закончится пылающим Кремлем. Словом, супруги не раз демонстрировали, что готовы отстаивать свое мнение самыми радикальными методами.
Собственно, из-за призывов четы Резниченко и их единомышленников запланированную на субботу, 4 февраля, экскурсию по выставке Давид Чичкана руководство Центра визуальной культуры отменило. Причем сама Виктория отмечает, что никого ни к чему не призывала. В объявлении, висевшем на дверях Центра, было отмечено, что причиной стали угрозы со стороны правых (каких именно — не уточнялось). И хоть центр был закрыт, группа молодых людей все же собралась под дверью, разбила пластиковую табличку и сорвала рекламный баннер выставки. Заодно, по сообщениям работников Центра, раздала тумаков нескольким людям, пришедшим на экскурсию.
Через три дня неизвестные и вовсе разгромили выставку. Сам Чичкан отреагировал иронично: “Тут новая фишка! Многие-некоторые оспаривают, что погром сделали неонаци, говорят это агенты Кремля! Но у меня выставка как раз отчасти про то, что неонаци выполняют повестку кремля, а вот бесплатно или платно — вопрос к ним”.
В итоге обсуждение “Утраченной возможности” переместилось с того, что именно произошло за три года после Революции достоинства, на то, кто имеет право говорить о недочетах Майдана. А заодно и о том, есть ли в стране вообще левые и правые.
Впрочем, разгром выставки, как справедливо замечают блогеры, пошел на пользу обеим сторонам. Чичкан выбрал для своих работ очень раздражающую тему, так что острая реакция на этот раздражитель была очевидной. Выставка получила резонанс, художник отхватил свою минутку славы, ультраправые поставили галочку в списке “правых дел”.
Между тем открытым остается вопрос: можно ли сомневаться в достижениях Майдана? И если да, то насколько? Или же даже малая тень сомнений по поводу целей и итогов Революции достоинства уже причина для публичного неприятия, осуждения и битья? “Украинские ультраправые (которые на самом деле левые) бьют морды художникам за их политическую позицию (прямо как коммунисты). Рано, рано Ленина снесли, вам у него еще учиться и учиться”, — сетуют в соцсетях.