Постоянный адрес: http://ukrrudprom.com/news/dfghd291206.html?print

“Ведомости”: Алексей Мордашов и Роман Абрамович — разочарование года

10:15 29 декабря 2006 года

Повернись иначе, бизнесменом года стал бы Алексей Мордашов — если б додавил акционеров Arcelor продать компанию ему, а не Лакшми Митталу. Или Роман Абрамович — если б уговорил Мордашова или других российских металлургов объединить кошельки и дать Митталу достойный отпор. Или Владимир Евтушенков — если бы провернул обмен телекоммуникационных активов на долю в Deutsche Telekom. Или Михаил Фридман — если бы (представим невероятное) убедил Telenor объединить “Вымпелком” и “Киевстар”, а к ним бы прибавил Turkcell.

Но из всех российских бизнесменов протиснуться в тесный строй бизнесменов международного класса (именно бизнесменов, а не миллиардеров) удалось только Олегу Дерипаске. Он единственный, кто в этом году создал из своей компании что-то заметное не только по российским меркам. Принадлежащий ему “Русал” сливается с конкурирующим “Суалом” Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника и алюминиевыми активами швейцарской Glencore. По сравнению с United Company Rusal, самой большой алюминиевой компанией в мире, Объединенная компания “Сибирский алюминий”, где партнером Дерипаски когда-то был Михаил Черной, кажется детской игрушкой.

Если присмотреться, база у интернационального Rusal все та же, доморощенная: те же заводы, толлинг и дешевая энергия. Алюминиевые активы Glencore — это вам не Arcelor. И вообще, пока Rusal живет только на бумаге: сейчас это компания на острове Джерси с уставным капиталом 10 000 долларов. Не говоря уже о том, что партнерам еще предстоит расставить людей и договориться, кто чем управляет, а об это спотыкались десятки сделок. Все так. Зато, если объединение получится, Rusal будет крупнее, сильнее, прибыльнее и дороже конкурентов. Аналитики оценивают Rusal в 25-30 млрд долларов, а Alcoa и Alcan стоят 25 млрд долларов и 17 млрд долларов. А это, что ни говори, внушительно.

И еще: впечатляет, что в роли объединителя выступил именно Дерипаска, а не Абрамович или Фридман. Ведь Дерипаска как раз из тех, кто один в поле воин. Знакомые с ним бизнесмены характеризуют его как тяжелого партнера. Переговорщик он угрюмый, нахрапистый, давит. Как видно из редких публичных выступлений, если он становится сторонником какой-то идеи, прет как танк — вспомнить хоть историю с реформой РАО ЕЭС, в которой именно Дерипаска был главным оппонентом Анатолия Чубайса.

Возможно, только с бойцовскими качествами можно пробиться туда, где тебя не очень-то ждали. Международный бизнес — это как раз то самое место. И, надо признать, у Дерипаски пока получается.