Постоянный адрес: http://ukrrudprom.com/digest/Kitaytsi_vtorgayutsya_v_Evropu.html?print

Китайцы вторгаются в Европу

Экономические известия, № 151, 6 сентября 2011. Опубликовано 11:16 06 сентября 2011 года
По итогам 2010 г. Китай с 33% мирового дохода стал самым крупным арт-рынком на нашей планете.

При этом в тройку лидеров эта страна вошла всего несколько лет назад, сместив ныне с лидерских позиций США с их 29,9% мировой прибыли от торговли произведениями искусства, антиквариатом и другими коллекционными предметами и Великобританию (19,4%), занявшую третью строку рейтинга.

На днях вице-президент китайского аукционного дома China Guardian Auctions Коу Цинь заявил в Лондоне о планах открытия своего филиала в столице Объединенного Королевства. Само по себе это событие отображает еще один серьезный шаг на пути коренного перераспределения мирового арт-рыночного потока с Европы и США на Азию. Компания China Guardian Auctions Co., Ltd., созданная в мае 1993 г., считается пионером в области торговли произведениями китайского искусства всех видов, в числе которых рисунки, картины, каллиграфия, фарфор, скульптуры, старинные книги, монеты, драгоценности и многие другие предметы. В то же время компания China Guardian Auctions является на сегодня лишь второй по доходности в Китае и четвертой в мире, конкурируя в своей стране с другим аукционным домом — Beijing Poly International Auctions, основанным практически совсем недавно, в июле 2005 г. Однако, по данным влиятельного французского портала Artprice.com, главный соперник China Guardian по итогам 2010 г. стал третьим по успешности аукционным домом мира и недавно объявил о запланированном на начало 2012 г. первичном публичном предложении своих ценных бумаг.

Кроме того, китайцы преобладают и в десятке самых дорогих современных художников. “Великолепную шестерку” составили Цзэн Фаньчжи, Чэнь Ифэй, Ван Идун, Чжан Сяоган, Лю Сяодун и Лю Е. Да и в целом количество аукционных сделок, заключенных в Азии, составляет 36% от общемирового числа. Тем не менее на сегодня самыми успешными аукционными домами по-прежнему остаются Christie’s ($2,47 млрд. выручки) и Sotheby’s ($2,41 млрд.). Входящий в тройку Poly International добился не таких впечатляющих результатов, собрав $677,9 млн. Примечательно, что в десятке самых крупных мировых аукционных домов находятся целых семь “китайцев”! По данным исследования TEFAF, объем рынка китайского антиквариата в 2010 г. составил EUR6 млрд., показав рост на 160% по сравнению с аналогичным показателем 2009 г.

Интересно, что китайская выручка сформирована в своей основе за счет продаж произведений современных художников. “Что наиболее важно: в государствах Азии вовсю задействован “патриотический” фактор спроса,— говорит эксперт по восточному искусству Рихард Кумер.— Это означает, что богатые китайцы, индийцы и японцы покупают картины, скульптуры и т.д., созданные преимущественно мастерами своих стран. Их творчество более близко и понятно местным коллекционерам, нежели работы пусть даже именитых иностранцев. Приобретения азиатскими собирателями ценных европейских произведений происходят, как правило, не по “идейным” соображениям, а чисто в инвестиционных целях”.

По всей видимости, рост числа миллиардеров и миллионеров на азиатском континенте в ближайшие годы не прекратится, соответственно, рост продаж и выручки от распродаж предметов искусства достигнет там новых рекордных вершин. “Элиты стран с бурно развивающимися экономиками вкладывают средства в арт-рынок, особенно в самый модный тренд — современное искусство”,— считает глава представительства Sotheby’s в России и странах СНГ Михаил Каменский.

Сергей МИНАКОВ