Постоянный адрес: http://ukrrudprom.com/news/Svoboda_predlagaet_amnistiyu_kapitalov_vivedennih_biznesom_v_ofs.html?print

“Свобода” предлагает амнистию капиталов, выведенных бизнесом в офшоры

18:30 28 февраля 2014 года

Верховная Рада в ближайшее время может поднять вопрос о проведении амнистии капиталов, выведенных бизнесом в офшорные зоны, пишет Капитал. Таким образом, новое парламентское большинство намерено объявить украинским компаниям о своей осведомленности относительно наличия у них “укрытых” денежных средств и предложить легализовать их, заплатив налог в размере 50 % от капитала. Проведение такой амнистии народные депутаты считают первым шагом по деофшоризации украинской экономики.

О необходимости этой процедуры парламентарии заявляли еще в январе 2013 г., зарегистрировав в парламенте законопроект под авторством Олега Тягныбока, Андрея Мохника, Алексея Кайды и Михаила Головко (все ВО “Свобода”). Однако документ так и не выносился на голосование. С инициативой снова обратиться к нему выступил глава фракции ВО “Свобода” Олег Тягныбок. “Чтобы вернуть награбленное у украинцев имущество”, — пояснил он. Ранее на эту тему высказывался и министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, так как именно эти средства могли бы поддержать экономику Украины.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, украинские банки в 2010‑2011 гг. перечислили в офшорные юрисдикции, в том числе и на Кипр, около $ 53,4 млрд, что превысило доходы Государственного бюджета Украины на 2012 г. Деньги выводились в основном на Кипр (96,4 % всей суммы), Британские Виргинские острова, Белиз, Маршалловы острова, Мальдивы и т. д.

Согласно документу, должны быть возвращены права собственности на средства производства, которые находятся в Украине, в том числе на движимое и недвижимое имущество, а также деньги, выведенные в офшорные зоны. Условия возврата — 50 на 50. Бизнес, зарегистрированный на Кипре, обязан будет в течение трех месяцев после принятия закона инвестировать 50 % от выведенного капитала в украинские компании. Остальные 50 % — так называемую неустойку — следует уплатить в государственный бюджет в виде налога.

Вместе с тем законопроект предусматривает и санкции для тех, кто откажется добровольно возвращать средства в Украину. Как следует из текста законопроекта, в случае неосуществления возврата средств в трехмесячный срок, предприниматели, зарегистрированные в странах льготного налогообложения, будут исключены из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, а их движимое и недвижимое имущество будет конфис­ковано с помощью Фонда госимущества.

Руководитель налоговой практики Baker Tilly Рустам Вахитов говорит, что бизнес вряд ли согласится на такую амнистию. Эксперт полагает, что ставку налога необходимо опустить до уровня 10‑20 %, либо прописать механизм поощрения предпринимателей, которые все же решатся на возврат капитала в Украину. “Не имея гарантий сохранности активов в Украине и с учетом реальной угрозы их изъятия, наверное, не очень много резидентов переведут сюда деньги и заплатят 50 % налога. Возможно, просто начнут перепрятывать средства”, — считает Вахитов. По его мнению, бизнес охотнее пойдет на их возврат, если в качестве защиты активов предложить инвесторам особый режим налогообложения и компенсации утраченного. Впрочем, один из авторов документа, заместитель главы фракции ВО “Свобода” в Верховной Раде Андрей Мохник (вчера назначен министром экологии в новом Кабмине) рассказал, что в таком виде документ пройдет только первое чтение. “Чтобы состоялся факт инициативы. Это будет сигнал. Ко второму чтению мы подготовим поправки, которые будут учитывать и интересы бизнеса. А ставку налога можно обсуждать”, — пояснил Мохник.

Эксперты отмечают, что подобные амнистии капитала неоднократно объявлялись в странах Европы и являются достаточно эффективным способом пополнения бюджетов. Однако инициативу украинских депутатов оценивают скептически, поскольку механизм ее реализации до конца не понятен. “Налогоплательщик должен четко понимать, каковы плюсы репатриации капитала, либо знать о неотвратимости санкций. Остаются вопросы и относительно конфискации имущества: если оно не будет переведено на украинских юридических лиц — это будет малоэффективно”, — убежден Вахитов. Эксперт также акцентирует на том, что офшоры, как правило, не владеют напрямую имуществом в Украине — им владеет украинская компания, у которой есть европейский акционер, а тот, в свою очередь, принадлежит уже офшору. Если конфисковать имущество у европейской компании, то она может справедливо обратиться за компенсацией в суд. Например, с Нидерландами заключен договор о защите инвестиций, а значит, вопросы конфискаций в этом случае регулируются уже международными судами. Так считает и президент аудиторско-консалтинговой группы “Эксперт” Дмитрий Алексеенко. “Вряд ли закон, в случае принятия его в таком виде, приведет к желаемым целям. Бизнес просто испугается и продолжит выводить средства более интенсивно. То есть отток капитала из страны лишь ускорится”, — прогнозирует он.

По словам партнера международной юридической фирмы Integrites Всеволода Волкова, средства, находящиеся на счетах иностранных компаний, благодаря этому документу вернуть не удастся. “Украина не имеет никаких юридических отношений с этими компаниями. Большая часть собственности этих компаний оформлена на ее акционеров, а украинские граждане выступают в этом случае только бенефи­циарами. Соответственно, даже технически очень трудно будет установить связь между ними”, — отмечает Волков. Поэтому, полагает юрист, реальным собственникам капитала, размещенного на Кипре, не придется защищаться от норм этого закона в судах, в случае если его примут.

Упомянутый законопроект вряд ли будет способствовать притоку капитала и улучшению инвестиционного климата в стране. “У бизнесменов есть просьба: чтобы капитал работал на Украину, нужно не административные методы применять, а создавать инвестиционный климат, который привлекал бы ресурсы в страну. Бизнес должен понимать, что эти ресурсы защищены”, — говорит исполнительный директор Европейской бизнес ассоциации Анна Деревянко. По ее мнению, при таких условиях бизнес будет сам заводить деньги в Украину и не распределять их по офшорным зонам.