Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Стинг, Леннон и Мадонна. Как работает рынок авторских прав в Украине

[08:45 22 мая 2017 года ] [ Новое время, 21 мая 2017 ]

Дмитрий Костюк рассказал, когда в стране появится европейская модель управления авторскими правами.

Рынок Петровка хорошо известен за пределами Украины, но слава эта недобрая. Его знают как одну из самых больших площадок по продаже пиратской аудио- и видеопродукции.

Да что там Петровка, вся Украина — это большой пиратский рынок на котором ежегодно продается интеллектуальной собственности на сотни миллионов гривен, а правообладатели почти ничего из этого не получают. Все это потому, что в нашей стране законодательные условия идеальны для существования черного, пиратского рынка

Эксперты также отмечают, что проблема не решается потому, что на пиратский продукции зарабатывают не только рядовые торговцы с рынка Петровка, а люди, связанные с властными структурами.

Беда в том, что тут не люди виноваты, которые заходят и скачивают. Если людям дают возможность не потратить деньги — это нормально. И они не хотят тратить деньги. Это естественное желание любого человека.

На первый взгляд такая свобода — это хорошо. Особенно сейчас, во время экономического кризиса когда у украинцев нет лишних средств. Но проблема в том, что это не позволяет развиваться компаниям, которые хотели создавать новую продукцию и услуги.

НВ Бизнес поговорил с Дмитрием Костюком, и.о. директора Украинского агентства авторских и смежных прав, о том как изменить законодательство в этой сфере, чтобы и людям было хорошо и защитить интересы правообладателей предоставлялось возможным.  

— Что вы видите своей изначальной целью, как главы УААСП?

— Я пришел сюда воплощать реформу в сфере коллективного управления авторскими правами. И решился возглавить государственную организацию Украинское агентство по авторским и смежным правам для того, чтобы на базе ее наконец-то навести в Украине порядок сфере коллективного управления правами и выстроить последний инфраструктурный участок, который у нас в шоу-бизнесе фактически отсутствует. 

— То есть эта реформа, о которой мы сейчас будем говорить, касается именно представителей шоу-бизнеса?

— В том числе. То, что сейчас творится в Украине с правами творцов, это хаос, бардак. Сегодня ни авторы, ни продюсеры, вкладывая в раскрутку своего продукта огромные средства, не имеют возможности их как-то компенсировать, получать отдачу. Фактически ломается экономическая составляющая творчества, на которой строится мировой шоу-бизнес. Автор, исполнитель вкладывает деньги в свой продукт и они, условно говоря, уходят сквозь песок и не возвращаются обратно — даже если его труды действительно востребованы! Когда мы реформируем систему коллективного управления, наконец-то замкнется финансовый цикл и в этом сегменте появится экономика. Понятная, прозрачная, она даст новый толчок дальнейшему развитию украинского музыкального рынка.

— А как у нас это происходит? Кто-то записал трек или создал музыкальное видео, потом люди начинают  использовать эту продукцию. Почему автор или продюсер не может получить деньги за это?

— Да потому что у нас есть некий закон, который непонятно кто писал и кто лоббировал. Он написан абсолютно неправильно, халатно. Этот закон позволил появиться в стране неограниченному количеству организаций коллективного управления. На сегодняшний день — это одна государственная и еще 18 частных организаций! И закон позволяет им собирать авторское вознаграждение за все виды прав и за всех авторов. И вот  представьте ситуацию — бегают по рынку 18 организаций и каждая сама себе собирает. Вот только большинство этих организаций вообще никому ничего не выплачивают. На сегодняшний день я могу гарантировать, что только Украинское агентство по авторским и смежным правам выплачивает все, что собирает для отечественных и иностранных авторов. 

— А как это работает? Вот ваша организация, некий владелец авторского контента приходит к вам и что он говорит?

— На самом деле в законодательстве все есть. Но только несколько строчек в законе написаны так, что толком-то ничего и нету, простите за каламбур. Это касается сборов. Сборы роялти в Украине катастрофически смешные. Мы в 2016 году собрали 50 миллионов гривен, все остальные 18 организаций собрали еще где-то 20 миллионов. Подумайте, 70 миллионов авторского вознаграждения на 45-миллионную страну — это просто смех и слезы. По нашим подсчетам, сборы авторских роялти должны составлять несколько миллиардов гривен. Вообще на мировой карте авторского права нас практически не существовало. Только в последнее время, когда в УААСП собралась новая команда, мы начали собирать и выплачивать деньги западным авторам — даже при пока небольших сборах роялти все европейские страны и США обрадовались: “Из Украины пришли авторские деньги! Да неужели!” Потому можно сказать, что мы движемся в правильном направлении.

Цель всей реформы заключается в том, чтобы в Украине, как в нормальных европейских странах, осталось три-четыре организации коллективного управления, а не 19. Одна организация должна заниматься авторскими правами. Она будет создана на базе УААСП — пока  как государственная — но затем она будет трансформирована в общественную организацию украинских авторов. Она будет полностью подконтрольной авторам и музыкальным издателям. Они будут выбирать себе менеджмент, будут контролировать сборы, распределение, выплаты. Это будет полноценное авторское общество. Будет также вторая общественная организация, которой предстоит заниматься так называемыми смежными правами, то есть правами производителей фонограмм. Третья ОКУ займется защитой прав в аудиовизуальной сфере, в кинематографе. И далее при необходимости могут быть созданы организации, которые будут управлять правами на иные  объекты прав — живопись, репрографию, и так далее. По одной организации на каждый вид прав, как это практикуется в Европе. Вместо двух десятков ОКУ, которые нынче набросились только на сферу публичного исполнения контента.

— На какой стадии ваша реформа? Готов ли новый законопроект?

— Первый шаг сделан, и первая часть миссии нашей команды выполнена. Потому что впервые в истории правительство Украины, наш непосредственный руководитель Степан Кубив (вице-премьер, министр экономики — ред.) активно поддержал реформу, как и правительство Гройсмана в целом. Видно, что  руководство нашей страны желает эти реформы воплотить в жизнь. Все профильные международные организации — Всемирная организация интеллектуальной собственности, авторская конфедерация CISAC, IFPI (организация, которая занимается защитой прав производителей фонограмм), Евросоюз, посольство Америки — поддерживают наши устремления. Все они пришли к единому мнению — рынок авторского права в Украине необходимо радикально менять. Сейчас идет адаптация нового законопроекта, составленного при помощи международных экспертов,  к украинскому законодательству. Он будет вноситься в Раду и, я надеюсь, будет принят. И тогда наконец-то в Украине заработает европейская модель управления авторскими правами.

— Вы сказали, что Украина — “терра инкогнита” в сфере авторского права,  и Украина до сих пор считается страной пиратов. Здесь люди не любят платить за контент, за музыку, видео. Все смотрят в Интернете. Ваша инициатива каким-то образом изменит нашу страну в этом плане?

— Как только появится “единое окно” по защите авторского права, тогда эти две упомянутые мной организации будут очень серьезно влиять на ситуацию с пиратским рынком. А сейчас мы, например, управляем авторскими правами на произведения Стинга, но рядом есть еще 18 организаций, которые без всяких прав каким-то образом объявляют, что они эти права как-то “очищают”. Такое явление нужно просто искоренять.

— А Стинг об этом ничего не знает.

— Стинг, естественно, без понятия. Права Стинга у нас. Мы единственная украинская организация, у которой есть апостилированные договоры на управление правами на произведения Джона Леннона, Фреди Меркьюри, Стинга, Элтона Джона, Мадонны и других мировых звезд. Здесь этими правами управляет одна организация — УААСП.

— Если не будет этих организаций, тогда использовать бесплатно этот контент будет трудно?

— Будет очень тяжело. Да, пожалуй, даже невозможно. На самом деле есть постановление Кабинета Министров №72 — пользователи авторского контента обязаны платить некий процент или какую-то оговоренную сумму, согласно законодательству об авторском вознаграждении. С миру по нитке и собирается пул авторских денег. Но даже эти нитки наши пользователи платить не очень хотят. Они пользуются существующим хаосом. Бизнес пытается оптимизировать свои копеечные расходы.

— Почему сейчас много пиратского контента в интернете? Посмотреть его из-за границы нельзя, а из Украины — проще простого. Почему наши правоохранители не останавливают это? 

— Я думаю, что на это должна быть воля государства как регулятора. Сегодня президент подписал решение СНБО, и будут заблокированы российские социальные сети ВКонтакте, Одноклассники, mail.ru и Яндекс. Когда государство хочет, оно блокирует. Причины могут быть разными. Но если есть такое желание, то оно воплощается. И точно так же с “пиратским” контентом —  он должен быть истреблен. Впрочем, это также и вопрос нашей ментальности, которую также еще предстоит поменять.

Андрей ЛЕДЕНЕВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.