После грандиозного успеха фильма “Аватар”, который стал считаться первой ласточкой новой, “трехмерной” эры кинематографа, в 3D-нишу ринулось и телевидение
В начале апреля начал вещание первый европейский 3D-телеканал. Его запустила британская спутниковая телекомпания BSkyB, входящая в мультимедийную империю Руперта Мердока. Канал делает основную ставку на трансляцию в трехмерном изображении футбольных матчей английской премьер-лиги. Пробные 3D-телепередачи, устроенные для посетителей нескольких английских пабов, показали, что зрители настроены к ним с воодушевлением. В связи с этим к вещанию в 3D стали присматриваться и другие телекомпании. Так, немецкий канал Sky Deutschland в марте провел для избранной аудитории трансляцию матча между футбольными клубами “Байер Леверкузен” и “Гамбург”. А японский концерн Sony намерен даже снять 3D-фильм о чемпионате мира по футболу, который пройдет с 11 июня по 11 июля в Южной Африке. Sony не без гордости заявляет, что в продаже вот-вот должны появиться телевизоры, позволяющие смотреть трехмерные телепередачи. Кроме того, в конце 2009 года Blu-ray Disc Association утвердила технический стандарт для дисков, на которых будут выпускать 3D-фильмы. Интересно также, что и сети кинотеатров по всему миру тоже намерены включить в свой репертуар регулярные показы футбольных матчей в 3D. Для этого они срочно проводят техническое переоснащение. Согласно данным компании Pricewaterhouse Coopers, в 2014 году 15—25% европейских и 30% американских кинозалов будут переоборудованы под показ фильмов в 3D. Кроме того, исследователи предвидят быстрое проникновение в дома 3D-телевизоров — через четыре года они будут установлены в 15—25% американских и до 15% европейских домохозяйств.
Все бы хорошо, только просмотр трехмерных телепрограмм связан с одним неудобством — необходимостью надевать специальные очки, как и в 3D-кинотеатре. Очки эти, правда, работают по другому принципу. Как известно, в кинотеатре объемное изображение получается за счет одновременного проецирования на экран изображений для левого и правого глаза — пленки, которыми покрыты линзы очков, позволяют разделять (поляризовать) их. В 3D-телевидении все немного сложнее. Специального формата или утвержденного технического стандарта для него не существует — на сегодняшний день он является продолжением стандарта телевидения высокой четкости (HDTV). Говоря просто, при 3D-телетрансляции HDTV-изображения для левого и правого глаза передаются не одновременно, а последовательно. Чтобы разделить их, нужны специальные очки-“шаттеры”, стекла которых представляют собой жидкокристаллические экраны. Они попеременно закрывают то левый, то правый глаз одновременно с отображением на экране соответствующего кадра. Эти очки питаются с помощью батареек, очень давят на переносицу и стоят более 100 евро. Цена, как видим, не располагает к тому, чтобы собирать у себя дома компанию друзей для просмотра футбольного 3D-матча.
В принципе технически 3D-телетрансляции можно строить и на передаче поляризованного изображения, для просмотра которого очки являются просто аксессуаром стоимостью в копейку. Но при этом теряется главное — качество изображения. В идеале, конечно, хорошо бы для просмотра трехмерных телепрограмм обходиться вообще без очков. Экспериментальные разработки таких автостереоскопических телевизоров существуют. Их экран покрывается тысячами так называемых лентикулярных линз. Каждый из нас видел созданные с их помощью открытки с анимированными изображениями-“переливашками” — подмигивающими красавицами, прыгающими зверушками и т.д. В телевизоре эти линзы распределяют строки изображения для левого и правого глаза. Однако полноценный просмотр трехмерного изображения с их помощью оборачивается для зрителя явным неудобством — перед телевизором надо сидеть в одной и той же позиции.
Помимо проблем с 3D-телесмотрением существуют еще и весьма значительные сложности с 3D-телесъемкой. Если уж есть трехмерное телевидение, логично вести с его помощью прямые трансляции спортивных матчей, концертов и т.д. Однако для телевизионной съемки характерна резкая смена крупных и общих планов, “пролеты” камерой и т.д. Если взять и просто перевести все эти типичные приемы телережиссеров и операторов в 3D — просмотр программы станет для зрителя пыткой. Ведь трехмерное кино, как известно, выдерживают не все. После выхода “Аватара” эксперты сразу отметили, с какой осторожностью Джеймс Камерон использовал в своем фильме 3D-эффекты. При этом опрос, проведенный после премьеры блокбастера, показал, что примерно 20% зрителей не понравились ощущения от просмотра 3D-фильмов.
Жанна КОРЕЙКО
Что скажете, Аноним?
[12:44 21 ноября]
[10:14 21 ноября]
[19:40 20 ноября]
15:30 21 ноября
15:15 21 ноября
15:00 21 ноября
14:30 21 ноября
13:20 21 ноября
12:55 21 ноября
12:30 21 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.